Лидер Российского рынка медиаизмерений
РУС ENG

Основной владелец «Комсомольской правды» раскрыл свое имя

Крупнейшим бенефициаром ИД «Комсомольская правда», как и предполагал AdIndex, оказался сын основателя «Балтийской Медиагруппы» Сергей Руднов. Он косвенно контролирует минимум 45% популярного издания.

Вышел из тени

У ООО «ЛДВ Пресс» 22 декабря 2016 года изменился состав учредителей, свидетельствует ЕГРЮЛ. Вместо кипрской Darbold Finance Ltd. 75,1% общества теперь напрямую принадлежит Сергею Руднову. Оставшиеся 24,9% остались за ООО «Медиа Партнер», которым на паритетных началах владеют Виталий Кривенко и Сергей Орлов.

Первый известен как давний соратник Сергея Михайлова, одного из основателей PR-агентства «Михайлов и партнеры», а сейчас гендиректора ФГУП ИТАР-ТАСС. Г-н Кривенко в свое время возглавлял PR-агентство и сейчас является одним из его совладельцев. Сергей Орлов, председатель совета директоров инвестиционной группы «РВМ Капитал», в свое время был советником экс-президента РЖД Владимира Якунина и деловым партнером его сына Андрея.

Сама же «ЛДВ Пресс» известна как компания, косвенно владеющая контрольным пакетом АО «Издательский дом «Комсомольская правда». Эту информацию в декабре 2016-го через пресс-службу «РВМ Капитала» подтверждал AdIndex г-н Орлов. Он уточнял, что его эффективная доля в ИД оценивается в 7,5%. Получается, что эффективная доля всей «ЛДВ Пресс» в «Комсомольской правде» может равняться 60,2%, а Сергея Руднова через «ЛДВ Пресс» – 45,2%.

Примечательно, что в 2000-е холдинг «ПрофМедиа» Владимира Потанина как раз через «ЛДВ Пресс» (тогда это было не ООО, а ЗАО) владел примерно таким же пакетом «Комсомольской правды» – 60,57%.

Весной 2007-го «ПрофМедиа» продала «ЛДВ Пресс» за $69 млн, или 1,8 млрд руб. по курсу ЦБ на день закрытия сделки. Покупателем была названа группа ЕСН Григория Березкина. Но уже в июле того года газета «Коммерсантъ» сообщила, что после смены основного собственника председателем совета директоров ИД «Комсомольская правда» стал Олег Руднов, основатель базирующейся в Петербурге «Балтийской Медиагруппы» (радио «Балтика», канал «100ТВ», газеты «Невское время», «Смена», «Вечерний Петербург» и др.). Причем, как утверждал «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники, действовал тогда г-н Руднов в интересах своего друга, основного акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука. Связанные с ним структуры, в свою очередь, являются совладельцами уже «Национальной Медиа Группы», среди активов которой сейчас – РЕН ТВ, «Пятый канал», газеты «Известия» и «Спорт-Экспресс», целая группа тематических каналов, 25% «Первого канала» и косвенные 1,4% «СТС Медиа».

Олег Руднов скончался в январе 2015 года. «Балтийская Медиагруппа» перешла к его сыну Сергею. Но явная связь Руднова-младшего с «Комсомольской правдой» стала очевидна только осенью 2016-го, когда Darbold Finance Ltd., ООО «ЛДВ Пресс» и АО ИД «Комсомольская правда» стали аффилированы со структурами «Национальной Медиа Группы». (Сам Сергей Руднов и компании, образующие «Балтийскую Медиагруппу», фигурируют в таких списках аффилированных лиц с лета 2015-го – их связующим звеном с «Национальной Медиа Группой» является Арам Габрелянов, получивший долю в холдинге г-на Руднова).

Отказаться в цепочке собственников «Комсомольской правды» от кипрского оффшора Сергея Руднова, по всей видимости, вынудил закон «О СМИ». С января 2017-го российские собственники любого учредителя СМИ не могут использовать иностранные юрисдикции.

Еще 25% «Комсомольской правды»

Эффективная доля г-на Руднова в «Комсомольской правде» может быть выше 45,2%. До августа 2007-го 25,1% ИД принадлежали норвежской группе A-Pressen (сейчас называется Amedia), которая также продала свою долю. Покупателем опять была названа ЕСН Григория Березкина. Он перепродаст этот актив, предполагал накануне той сделки «Коммерсантъ». В декабре 2016-го представитель ЕСН Марианна Белоусова дала понять, что г-н Березкин никакого отношения к «Комсомольской правде» давно не имеет.

Владельцы оставшихся 14,7% АО ИД «Комсомольская правда» достоверно не известны. В прессе была лишь информация о том, что миноритариями издания являются его главный редактор и гендиректор ИД Владимир Сунгоркин, а также Аркадий Евстафьев, сейчас гендиректор инвестиционного холдинга «Энергетический союз».
В сохранившемся отчете о выпуске ценных бумаг ЗАО ИД «Комсомольская правда» за 2003 год указано, что доля г-на Евстафьева в компании на тот момент равнялась 13,86%, г-на Сунгоркина – 7,52%. Но после этого структура акционеров ИД менялась: в частности, «ПрофМедиа» увеличила свою долю с 50,05% до 60,57%.

В ЕГРЮЛ информация о собственниках АО ИД «Комсомольская правда» не актуальна – она датирована октябрем 2002 года.
Связаться с Сергеем Рудновым не удалось. Гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин уточнил лишь, что его доля в АО равняется 4%, а вопросы про других собственников переадресовал к другим акционерам.

«Комсомольская правда» в цифрах

Сергей Руднов контролирует одно из самых популярных изданий в стране. Всероссийская аудитория одного расширенного выпуска «Комсомольской правды» по четвергам (так называемой «Толстушки») в мае-октябре 2016 года в среднем превышала, по данным Mediascope, 4 млн человек старше 12 лет, проживающих в крупных городах. Для сравнения: аналогичный показатель для пятничного выпуска «Московского комсомольца» с телепрограммой («МК плюс ТВ») – 1,1 млн, а еженедельника «Аргументы и факты» – почти 5,2 млн человек.
Помимо «Комсомольской правды» ИД выпускает также телегид «Телепрограмма» и таблоид «Экспресс-газета» и развивает их интернет-версии. Ежедневная всероссийская аудитория трех сайтов – kp.ru, eg.ru и teleprogramma.pro – в ноябре 2016-го только на стационарных компьютерах достигала, по версии Mediascope, 1,2 млн человек 12-64 лет, проживающих по всей стране. Аналогичный показатель трех проектов «Московского комсомольца» – mk.ru, avtovzglyad.ru и womanhit.ru – только 567,5 тыс., интернет-версии «Аргументов и фактов» (aif.ru) – 432,1 тыс. человек.

Есть у ИД и собственная радиосеть «Комсомольская правда». Ее ежедневная аудитория в крупных городах России в апреле-сентябре 2016 года равнялась, по данным Mediascope, 939,4 тыс. человек старше 12 лет. Для сравнения: у «Вести FM» это 4,3 млн, у «Эха Москвы» – почти 2,7 млн, «Серебряного дождя» – 1 млн человек.

В открытых источниках есть только финансовые результаты АО ИД «Комсомольская правда» по РСБУ за 2015 год. Выручка головной компании тогда снизилась на 17%, до 3,7 млрд руб., прибыль от основной деятельности – на 13%, до 244 млн руб., чистая прибыль – на 91%, до 2,4 млн руб.

Автор статьи: Сергей Соболев