Лидер Российского рынка медиаизмерений

Агентство медийных исследований Ex Libris выпустило рейтинг популярности российских СМИ за II квартал 2014

Украинский политический кризис и вооруженный конфликт на востоке Украины наложили неизгладимый отпечаток на медийные предпочтения подавляющего большинства читательской аудитории, а следовательно, и на российский рынок печатной прессы. Значительная доля общественно-политических изданий улучшили свои позиции в рейтинге TPR, тогда как большинству деловых изданий не удалось предотвратить снижения интереса к своим материалам как со стороны журналистского сообщества, так и со стороны русскоязычной блогосферы. Во втором квартале смена лидеров произошла в сегментах «Общественно-политические журналы» и «Массовые газеты».

***

«Известия» заметно сократили отставание от «Российской газеты», которой едва удалось компенсировать снижение аудиторного охвата (-8,8%) за счет умеренного роста цитируемости в социальных медиа и традиционных СМИ. Если говорить об абсолютных цифрах, то по популярности среди «коллег по цеху» «Известия» вплотную приблизились к РГ, значительно превзойдя лидера сегмента по динамике роста данного показателя (31,2% против 2%). Наибольший ажиотаж наблюдался вокруг интервью замглавы Роскомнадзора Максима Ксензова, заявившего о том, что ведомство не видит рисков в блокировке Twitter или Facebook в России и может сделать это «завтра же» «в течение нескольких минут» (на сюжеты, связанные с данным информационным поводом, приходится около 20% от всех случаев цитирования материалов газеты за весь квартал). В группе общественно-политических газет отличилась «Трибуна», прибавившаяся «в весе» на 0,0244 п., за счет чего и поднялась на две строчки в рейтинге. Издание потеснило ближайших конкурентов, продемонстрировав рост упоминаемости как в СМИ, так и в социальных медиа (+36,9% и +149,3% соответственно). Особым интересом пользовались материалы, посвященные теме санкций против России, вооруженного противостояния на востоке Украины и взаимоотношений между украинскими властями и ОАО “Газпром”. Весьма любопытен тот факт, что львиная доля всех упоминаний зафиксирована на портале City-fm.ru (оба СМИ входят в состав холдинга “Газпром-Медиа”). В социальных медиа следует также отметить распространение и обсуждение статьи Ольги Фоминой «Кто «душит» российскую нефтянку… …или откуда следует начать борьбу с коррупцией?», а также некоторый интерес к авторскому материалу Михаила Морозова «США готовили захват Крыма».

Однако основные метаморфозы произошли в блоке общественно-политических журналов. Триумфальному восхождению «Русского Репортера» на вершину рейтинга в данном сегменте (+0,3497 п.) поспособствовало увеличение читательской аудитории (на 7,2%), помноженное на рост цитируемости как в прессе (на 102,4%), так и в социальных медиа (на 38,2%). Особым интересом в журналистской среде пользовался составленный изданием рейтинг самых перспективных российских мегаполисов. Тогда как на «Интернет-сообщество» наибольшее впечатление произвели репортажи, посвященные украинскому кризису, а также материал «Одна секунда войны», составленный из кадров военных фотокорреспондентов. Кроме того, значительный пользовательский интерес был спровоцирован статьей Светланы Скарлош «Лишнее тело», повествующей о «причинах тотальной полноты». Напомним, что еще в конце февраля из-за финансовых проблем с дистанции сошли «Итоги». На этом фоне журналам «Профиль» и «Коммерсантъ – Власть» удалось улучшить свои позиции вопреки незначительному снижению цитируемости в СМИ. Следует отдельно отметить, что «Профиль» продемонстрировал более внушительную динамику роста финального индекса за счет наращивания аудиторных данных (+20,3%), а также увеличения упоминаемости в социальных медиа (+131,2%). Наибольший резонанс в сети вызвал материал Дмитрия Быкова «Маленькая разница» и «репортаж» Сергея Мельника о событиях 6 апреля в Харькове глазами участника проукраинского митинга.

Некоторое снижение значения TPR у газеты «Коммерсантъ» (-0,0178 п.) объясняется тем, что, согласно данным TNS Russia, «Ъ» уступил «Известиям» пальму первенства по аудиторному охвату (218 200 против 258 000 соответственно). В целом читательская аудитория у «Ъ» снизилась на -12,6%, тогда как у издания Александра Потапова данный показатель увеличился на +17,4%. Последний раз подобная картина наблюдалась в IV квартале 2013 г.

На фоне общего снижения основных показателей медиа-эффективности у деловых изданий следует отметить положительную динамику «Секрета Фирмы» (+0,0438 п.), расширившего свою аудиторию на 12,2% и увеличившего цитируемость в СМИ в 2,5 раза. Традиционно составляемый ежемесячным журналом рейтинг лучших городов России на протяжении трех последних лет обеспечивает изданию гарантированный рост интереса со стороны преимущественно региональных СМИ (II квартал 2012, II квартал 2013 и II квартал 2014).

Во II-м квартале «Комсомольская правда» взяла реванш, возглавив группу «Массовые газеты». Несмотря на то, что «Аргументы и Факты» на 17,9% превосходят своего ближайшего конкурента по охвату, сужение читательской аудитории у КП менее существенное, чем у АиФ (-2,6% против -5,2%). Впрочем, основную роль в деле возвращения «Комсомолки» «на Олимп» сыграл перевес по числу тиражируемых в СМИ и социальных медиа материалов. Наибольшего внимания со стороны традиционных СМИ удостоились интервью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, а также серия интервью одного из лидеров непризнанной Донецкой Народной Республики Игоря Стрелкова (на тот момент командующего отрядом самообороны Славянска). Среди интернет-пользователей значительная активность наблюдалась также вокруг двух материалов Алексея Овчинникова (1, 2) и статьи Алексея Панкина «США будут воевать с Россией до последнего украинца».

Title Popularity Ranking – о методологии

TPR – профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.

Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и учитывает: аудиторный охват, стоимость размещения рекламы на первой полосе издания, цитируемость издания в других СМИ и цитируемость издания в социальных медиа (показатели популярности). В конечный рейтинг TPR входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях.

Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях – общественно-политической и деловой.

Об Ex Libris Agency

Ex Libris Agency – одно из ведущих российских агентств в сфере медийных исследований и оценки эффективности коммуникаций. Ex Libris оказывает услуги в области мониторинга и анализа СМИ, оценки PR-деятельности, исследований рынка, анализа конкурентов и исследований социальных медиа.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок