«Российская газета», «Известия» и «Новые известия» сохранили за собой первые три строчки в блоке «Общественно-политических газет». Причем по сравнению со вторым кварталом текущего года официальный печатный орган Правительства РФ, несмотря на сокращение аудиторного охвата (-11,5%), прибавил в «весе» на +0,0124 пунктов, что стало возможным исключительно благодаря росту цитируемости (на 51,3%) в традиционных СМИ. Наибольший ажиотаж в журналистской среде зафиксирован вокруг новостей об экономической амнистии, возможной отмене материнского капитала с 2016 г., а также в связи с материалом об обысках у зятя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова по делу о строительстве базы отдыха «Житное» (30.07.2013). «Известия» же, в свою очередь, отличились значительным снижением рейтинга (-0,1518 пунктов) за счет падения интереса к статьям газеты со стороны интернет-сообщества (-25,6%) вкупе с небольшим сокращением читательской аудитории (-0,4%) и цитируемости в СМИ (-0,45%). И тем не менее вопреки ухудшению по указанным позициям изданию удается сохранить традиционно наблюдаемый в данном сегменте почти двукратный отрыв от 3-й строчки в рейтинге. После впечатляющих результатов, продемонстрированных «Трибуной» в прошлом периоде, в третьем квартале ее потеснили «Гудок» (+0,0145 пунктов) и «Независимая Газета» (+0,0167), которые в отличие от своего конкурента отметились увеличением цитируемости как в СМИ (в 1,6 и 1,3 раза соответственно), так и в социальных медиа (в 1,9 и 1,2 раза соответственно). Кроме того, изданию Константина Ремчукова удалось взять реванш и перебраться с 7-й на 5-ю позицию в своей группе в том числе за счет расширения аудиторного охвата на 19%. Самыми популярными темами для материалов «Независимой Газеты» за квартал стали: вопрос об объединении Министерства обороны и МЧС, рейтинг влияния глав регионов, «Болотное дело». В социальных медиа всплеск активности наблюдался главным образом вокруг выборов мэра Москвы. Также были зафиксированы распространявшиеся усилиями ряда микроблогеров ссылки на две статьи политического обозревателя НГ Алексея Горбачева: «Ярославский мэр пошел на открытый конфликт с «Единой Россией»»(18.06.2013) и ««Болотное дело» прирастет «Манежным»» (16.07.2013). Интерес со стороны как традиционных, так и социальных медиа в отношении материалов «Гудка» был спровоцирован новостями, касающимися изменений в ПДД, вступающих в силу с 1 сентября, и катастрофического наводнения в дальневосточном регионе страны. В числе аутсайдеров группы оказалась «Новая газета» (-0,0423 пункта), отметившаяся снижением на 46% котируемости в СМИ и на 21% – в социальных медиа. Хотя по количественным показателям цитируемости она примерно в 4 раза превосходит разместившуюся на позицию выше газету «Труд», однако уступает последней по охвату и стоимости размещения рекламы на 76% и 66% соответственно. Отдельного внимания в среде пользователей рунета удостоилась опубликованная в «Труде» статья Виктории Фоменко «Россиян начнут сажать особым порядком и по упрощенной схеме» (09.08.2013).
«Русскому репортеру» не удалось удержаться на вершине рейтинга в сегменте «Общественно-политические журналы» за счет снижения популярности в традиционных СМИ (-40%) на фоне незначительного ухудшения охвата (-3%). И впервые за текущий год на верхней строчке рейтинга в данном блоке разместились «Итоги», причем вопреки снижению читательской аудитории на 10%. Успех четвертого квартала 2012г. изданию удалось повторить за счёт роста интереса со стороны традиционных СМИ и социальных медиа (в 2,8 и 1,8 раза соответственно). Основное внимание со стороны журналистов было сконцентрировано вокруг интервью с врио мэра Москвы Сергеем Собяниным (накануне выборов), интервью начальника Главного медицинского управления заслуженного врача РФ Сергея Миронова о состоянии здоровья Владимира Путина, интервью президента московского ЦСКА Евгения Гинера, а также официального представителя СК России Владимира Маркина. Последнее интервью наряду с новостью о том, что «школам, поликлиникам и библиотекам предложили хорошенько пошарить в карманах у населения», имело достаточно широкий резонанс у российской Интернет-аудитории. В отношении TheNewTimes, провалившегося со 2-й на 5-ю позицию, зарегистрировано несущественное ухудшение аудиторного охвата (-0,6%), усугубившееся падением цитируемости как в традиционных, так и в социальных медиа (на 40% и 46% соответственно).
Общее снижение рейтинга в группе «Деловые газеты» составило в среднем по всем изданиям -0,0238 пунктов, что частично объясняется незначительным сокращением аудиторных охватов практически у всех участников, кроме РБК Daily. Позитивную же динамику информационной активности продемонстрировали лишь «Ведомости», ставшие более популярным источником информации среди русскоязычного Интернет-сообщества на 38% и среди коллег по цеху на 50%. Со ссылкой на издание в СМИ тиражировалось около двух десятков информационных поводов: «дело Сноудена» и вопрос о местонахождении шпионских серверов США, отказ Роскомнадзора лицензировать Skype, возможная покупка «Башнефти» «Роснефтью», перспективы возвращения Владимира Суркова в Кремль, возможный отказ от индексации тарифов естественных монополий и др.
«Бизнес журнал» и «Большой бизнес» поднялись на 1 строчку, но исключительно лишь за счет падения «Секрета фирмы» по индикаторам медиаприсутствия как в СМИ, так и в социальных медиа (-55% и -76,5% соответственно).
Тем временем «Комсомольская правда» вернула себе лидерство в сегменте «Массовые газеты», опередив своего основного соперника всего на 0,0003 пункта. Этому поспособствовало более умеренное снижение аудиторных показателей у КП (- 3%) на фоне относительно более заметного сокращения оных у «Аргументов и Фактов» (-4,15%), так и незначительное превосходство по росту популярности в традиционных СМИ (+44% против +43%). Основной интерес со стороны традиционных медиа к материалам «Комсомольской правды» был сконцентрирован вокруг ДТП с участием актера Алексея Панина, смерти лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенева, ДТП под Подольском с участием КамАЗа, интервью Министра труда и соцзащиты России Максима Топилина (15.08.2013) и ряда других новостных сюжетов.
Title Popularity Ranking – о методологии
TPR – профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.
Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и учитывает: аудиторный охват, стоимость размещения рекламы на первой полосе издания, цитируемость издания в других СМИ и цитируемость издания в социальных медиа (показатели популярности). В конечный рейтинг TPR входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях.
Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях – общественно-политической и деловой.
Об ExLibrisAgency
Ex Libris Agency – одно из ведущих российских агентств в сфере медийных исследований и оценки эффективности коммуникаций. Ex Libris оказывает услуги в области мониторинга и анализа СМИ, оценки PR-деятельности, исследований рынка, анализа конкурентов и исследований социальных медиа.
За дополнительной информацией по результатам TitlePopularityRankin за III-й квартал 2013 года обращайтесь по телефону – +7 (495) 221-11-02 или email – pr@exlibris.ru.