Лидер Российского рынка медиаизменений

Без «Власти» и «Денег», но с «Огоньком»

Издательский дом «Коммерсантъ» закрывает печатные версии еженедельных журналов «Власть» и «Деньги», оставляя их только в онлайне. При этом руководство ИД пока не планирует закрывать «Огонек». Какие еще СМИ остались в последнее время без «бумаги» — в материале «Газеты.Ru».

Маловато рекламы

Сотрудники издания «Деньги» в понедельник, 9 января, рассказали на страницах социальных сетей о том, что руководство ИД «Коммерсантъ» останавливает выпуск издания. Помимо «Денег» эта инициатива коснулась и другого еженедельника — «Власть». По словам журналистов, решение было принято еще в декабре прошлого года из-за падения доходов от рекламы.

Несмотря на то что в беседе с журналистами «Секрета фирмы» шеф-редактор «Коммерсанта» Сергей Яковлев заявил, что окончательного постановления относительно судьбы журналов принято не было, генеральный директор ИД Владимир Желонкин все же подтвердил закрытие бумажной версии.

«С сегодняшнего дня бумажные версии журналов «Деньги» и «Власть» просто не будут выходить, они будут в онлайне. Все сотрудники, занятые в выпуске печатных версий, продолжат работу в издательском доме — они будут работать и над онлайн-версиями, и в других проектах издательского дома», — рассказал он агентству RNS.

Такое решение, по словам Желонкина, было продиктовано общими тенденциями перехода медиа в интернет.

«Доходы от их рекламы в бумаге на сегодняшний день съедаются печатью самих журналов. Это такой бизнес ноль в ноль — на наш взгляд, бессмысленный. Во всем остальном у нас очень устойчивый рост», — отметил он.

При этом гендиректор «Коммерсанта» сказал, что не знает о планах по закрытию печатного варианта «Огонька».

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), доля рекламы в журналах за первые девять месяцев 2016 года сократилась на 7%. В целом объем этого рынка составлял в 2016 году 7,3–7,5 млрд руб. Годом ранее этот показатель составлял 7,9–8,1 млрд руб. Согласно статистике АКАР, за период январь — сентябрь 2015 года доля рекламы в журналах уменьшилась на 32%.

В то же время растет интернет-рынок. Так, за первые девять месяцев 2016 года продажи онлайн-рекламы увеличились на 24% по сравнению с тем же периодом 2015-го, до 83–96 млрд руб.

Преждевременная похоронная команда

Медиаэксперт Александр Амзин не стал комментировать отказ от бумажных версий «Власти» и «Денег», но высказал сомнение, что переход медиа в диджитал сыграл ключевую роль.

«Одно можно сказать точно — это удар по имиджу, и особенно будет жаль «Огонек», если еще и с ним что-то случится», — добавил собеседник «Газеты.Ru».

В свою очередь медиаменеджер и публицист Наталья Лосева считает, что «похоронная команда» создана преждевременно и необходимо психологически воспринимать ситуацию не как закрытие изданий, а как отказ от носителей, которые, вероятно, менее рентабельны и менее стратегически важны.

«Сегодня это нормальное явление, когда закрываются бумажные версии самых различных изданий независимо от их жанра и ориентации», — отметила эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

Лосева также подчеркнула, что у «Денег» и «Власти» уникальный контент в своей нише на российском медиарынке.

«У нас нет дефицита новостей, развлекательного и попсового контента, но есть нехватка объяснительных и глубоких материалов. Журналы «Коммерсанта» — «Власть», «Деньги», «Огонек» — это пример такого редкого и имеющего право на спрос контента, который можно прятать за пейволлом»,

— полагает собеседница издания.

Лосева не сомневается, что реформы не затронут эту уникальную особенность «Денег» и «Власти», а, наоборот, будут способствовать дальнейшему процветанию медиа.

Редакционный директор Mail.ru Group Сергей Паранько предупреждает, что отказ от печатного издания и переход в интернет не обязательно приведет к росту доходов от онлайн-рекламы. «Закрытие «печатки» действительно поможет сэкономить на производстве и ресурсах, но и в интернете медийная рекламная модель себя исчерпывает», — указывает эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

Паранько прогнозирует, что численность интернет-изданий, как и печатных, будет сокращаться.

«Выживут те, кто научится вовлекать свою аудиторию и перейдет на подписную модель. Это в долгосрочной перспективе — хорошие новости и для журналистики, и для читателя. Но плохие для журналистов и издателей — в среднесрочной перспективе»,

— заключил он.

Безбумажная Москва

В 2014 году закрылся еще один важный для российского медиарынка общественно-политический еженедельник «Итоги». Решение об этом принимал владелец журнала Михаил Лесин в связи с убыточностью издания.

«Коммерсантъ» же стал избавляться от «бумаги» еще в 2014 году, издав последний «офлайновый» номер «Секрета фирмы» в декабре. В 2015 году ИД продал издание холдингу Rambler&Co. Решение о полном переводе СМИ в онлайн-формат было принято еще во время подготовки к сделке.

В 2016 году издательский дом «Эксперт» остановил выпуск еженедельника «Русский репортер». Журнал не выходит с лета, но его онлайн-версия пополняется новыми материалами.

«Умирают» печатные версии не только общественно-политических и бизнес-медиа, но и городских изданий, особенно полюбившихся москвичам-хипстерам.

В конце 2015 года стало известно, что в «Афише» произошло сокращение штата сотрудников для последующей реорганизации издания. Сообщалось, что теперь «Афиша» является спецпроектом и будет печататься раз в квартал. Это был своего рода «последний шанс», чтобы сохранить печатное издание.

В декабре 2016-го креативный директор «Афиши» Филипп Бахтин заявил, что бумажная «Афиша» закрыта окончательно и выпускаться больше не будет.

Ранее было принято решение отказаться от печатных изданий «Афиша-Мир» и «Афиша-Еда», а также от серии собственных путеводителей. Сейчас «Афиша» благополучно продолжает существовать в онлайне.

«Тусовочная» Москва осталась и без «Большого города» (БГ). Выпуск печатной версии издания был приостановлен в феврале 2014 года. Инвестор журнала Александр Винокуров сообщил, что это решение отчасти связано с отключением кабельными операторами вещания телеканала «Дождь», который вместе с БГ и Republic (бывший Slon) входит в один холдинг.

Тем не менее сотрудники журнала рассказывали, что проблема крылась в совершенно иной области. Одной из причин решения могло стать стремление к сокращению расходов — еще в 2013 году вся редакция «Большого города» была уволена, но бумажный журнал продолжил существовать вопреки слухам о своей убыточности.

В отличие от «Афиши», без печатной версии издание не прожило долго — сайт проекта не обновлялся около года. При этом официально о закрытии СМИ не сообщалось.

Авторы статьи: Мария Лацинская, Маргарита Герасюкова

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок