Лидер Российского рынка медиаизмерений

Блог и сфера: инфоцыган и коучей введут в правовое поле

Блог и сфера: инфоцыган и коучей введут в правовое поле

Деятельность инфобизнесменов, обещающих слушателям платных курсов золотые горы и зачастую обманывающих их, ограничат законодательно. Меры по регулированию этого бизнеса должна подготовить специальная рабочая группа в Госдуме, прорабатывается вопрос и в Совете Федерации. 

Общественники просят обязать инфобизнесменов раскрывать юридическую информацию о себе, своих курсах, а также не давать клиентам несбыточных обещаний. Инициативу эксперты считают логичной: она позволит сделать эту сферу прозрачнее и защитить клиентов от мошенников. Целесообразно также создать специальную структуру, которая защитит права пользователей, считают специалисты.

Проинформированные источники

В России законодательно урегулируют деятельность блогеров, интернет-коучей и инфоцыган. Как выяснили «Известия», такие поправки готовит рабочая группа, созданная в Госдуме. Кроме того, два совещания по этой теме уже прошли в Совете Федерации. Источник «Известий» в парламенте сообщил, что речь может идти о реализации предложений, которые ранее были направлены в обе палаты парламента «Общественной потребительской инициативой» (ОПИ).

Прежде всего необходимо ввести нормативное определение такой деятельности, говорится в письме руководителя ОПИ Олега Павлова в комитет ГД по информполитике, с ним ознакомились «Известия».

Общественники настаивают, что до заключения договора авторы разнообразных онлайн-программ будут обязаны раскрывать такие сведения, как реквизиты и контактные данные. Также инфобизнесмены должны предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию о своей деятельности, реалистичности достижения целей, заявленных в курсе, и воздерживаться от необоснованных гарантий.

«Целесообразно также предусмотреть порядок заключения, исполнения и расторжения договоров, а также разрешения споров, обеспечивающий правовую защиту потребителей», — предлагают в ОПИ.

Кроме того, клиент должен иметь право отказаться от услуг (при условии компенсации исполнителю понесенных расходов) и получить компенсацию за некачественно выполненную работу, считают общественники.

В последнее время заметно увеличилось количество информационных продуктов от блогеров, коучей и бизнес-тренеров, которые обещают быстрое решение финансовых и личных проблем, отмечают в ОПИ. Эти курсы часто не предполагают передачу конкретных знаний, при этом создают у потребителей ложное впечатление о возможности получить гарантированный сверхдоход или достичь личного и профессионального успеха без усилий, уверены общественники. По подсчетам ОПИ, число обманутых граждан в 2023 году выросло на 68% по сравнению с 2022-м «и имеет ярко выраженную тенденцию к дальнейшему увеличению».

С прошлого года инфобизнесменов объединяет «Ассоциация информационного бизнеса» (АИБ). «Известия» направили запрос ее представителям.

Как сообщила «Известиям» первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова, под руководством вице-спикера нижней палаты парламента Петра Толстого создается рабочая группа, которая будет работать над законодательством по урегулированию деятельности инфобизнесменов.

— Планируется уже вторая встреча с депутатами. На нее заявилось уже большое количество блогеров. Думаю, что тема введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности для этой профессии (ОКВЭД) будет доведена до конца, — пояснила она.

Позолоченные ручки

Совету по развитию цифровой экономики при Совете Федерации известно о предложениях по регулированию инфобизнеса — для их проработки на площадке совета было проведено несколько рабочих совещаний и консультаций с представителями отрасли, рассказал источник в верхней палате парламента.

— Сегодня информационный бизнес находится в серой зоне регулирования. Поэтому количество злоупотреблений и нарушений прав потребителей неуклонно растет. Необходимость формирования дополнительных законодательных требований к этой деятельности признают в том числе многие добросовестные представители отрасли. Это позволит повысить качество услуг и обеспечить доверие потребителей, — отметил собеседник «Известий».

В Совете по развитию цифровой экономики считают целесообразным дальнейшее обсуждение предложений ОПИ.

— Разработка законодательных изменений должна проходить в плотном взаимодействии законодателей с представителями индустрии инфобизнеса и образования, а также потребительскими организациями. Это поможет соблюсти баланс между защитой интересов граждан и развитием отрасли. Совет по развитию цифровой экономики готов выступить площадкой для обсуждения оптимальных подходов к регулированию информационного бизнеса, — сказал близкий к совету источник.

Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков считает меры по регулированию инфобизнеса оправданными: их стоило ввести еще несколько лет назад. По некоторым оценкам, оборот этого рынка в РФ превышает 100 млрд рублей в год, отметил он. Очевидно, новые нормы сделают область таких услуг более прозрачной и безопасной, полагает эксперт.

Позитивным моментом, к примеру, является заключение договоров с клиентами — это исключает ситуации, в которых человека просят «позолотить ручку», но при этом не гарантируют не только результат, но и исполнение услуг, отметил он. Раскрытие информации тоже важное новшество: покупатель услуг будет знать, что имеет дело с конкретной организацией, имеющей те или иные достижения и репутацию, сказал эксперт.

— Специальное правовое регулирование данной сферы не требуется. В случае заключения договора между физическим лицом и бизнес-коучем применяются нормы закона о защите прав потребителей, который и так выстроен в пользу покупателей, — в свою очередь считает адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. — В соответствии с этим законом на исполнителя возлагается обязанность доказывания объема, качества, реальности оказываемых услуг. Судебная практика также сложилась существенно в пользу потребителей.

Другой вопрос, что граждане не всегда обращаются за защитой собственных прав. В связи с тем, что в инфобизнесе нарушения могут носить частый характер, возможно создание специальной госструктуры или общественной организации, которая будет рассматривать жалобы потребителей и при необходимости обращаться в защиту их интересов в суд, резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок