Лидер Российского рынка медиаизменений

«Бывает падение, похожее на полет, а бывает наоборот»: как владелица event-агентства придумала три новых проекта в пандемию

«Бывает падение, похожее на полет, а бывает наоборот»: как владелица event-агентства придумала три новых проекта в пандемию

Продолжаем рассказывать о героинях премии Forbes Woman Mercury Awards. В шорт-лист в номинации «Лучшая перестройка бизнеса под нужды COVID-19» вошла серийный предприниматель Марьяна Гвоздовская, которая в первую волну пандемии запустила сервис, помогающий создавать индивидуальный комплекс защитных мер для любого мероприятия

«Серийная бизнесменка» — так называет себя Марьяна Гвоздовская в Instagram. Сегодня она развивает два ключевых направления. Первое — это event-агентство С4, которое проводит больше 100 проектов в год. Среди клиентов агентства такие компании, как Continental, Datsun, Nissan, Renault, PwC, Schneider Electric, «АвтоВАЗ». Второе направление — сервис Corona Hunter, который предоставляет услуги по обеспечению безопасности в местах скопления людей, в частности на мероприятиях. Одна из ведущих обязанностей Гвоздовской в ее агентстве — непосредственная работа с клиентами. Свое дело она характеризует как «бирюзовый» бизнес — компания старается придерживаться высоких стандартов демократии и свободы и надеется иметь клиентов со схожими ценностями. 

«Я никогда не была массовиком-затейником. Хотя считается, что все организаторы мероприятий в школе и университете занимались студенческими театрами и сборами, но я в этом не участвовала», — вспоминает Марьяна Гвоздовская. Правда, с детства она занималась менеджментом в семье. Например, раздавала задачи по хозяйству братьям и сестрам. Родители даже критиковали будущую предпринимательницу за то, что она «спихивала» на всех работу, занимаясь при этом своими делами. «Тогда мои родители не знали, что это может пригодиться в ведении бизнеса. Да и бизнеса в нашей стране еще толком не было», — объясняет Гвоздовская. 

От мечты к миллионам

Марьяна рассказывает, что в детстве и юности мечтала стать режиссером. Живя в Омске в 1990-е и начале 2000-х, она пересмотрела все культовые и артхаусные фильмы из видеопроката рядом с домом. Но когда приехала в Москву поступать во ВГИК, узнала, что попасть на режиссерское отделение девочке из неизвестной семьи практически невозможно.

«Мне предложили пойти на сценарный факультет, но я отказалась от этой идеи. Все-таки это не управление процессом, а что-то совершенно иное, кабинетное», — говорит Гвоздовская. 

Мы запустили проект в сжатые сроки, используя экспертизу по развертыванию сетей в полях во время наших проектов

Поэтому Марьяна вернулась домой и окончила Омский государственный педагогический университет по двум направлениям: графический дизайн и связи с общественностью. После окончания университета она поняла, что ее организаторские навыки можно применить в event-индустрии, и снова отправилась покорять столицу. Гвоздовская устроилась стажером в московское агентство, которое специализировалось на автопроектах. «Каждый месяц мы проводили по два мероприятия для премиальных брендов: это и презентации новых моделей, и тест-драйвы для клиентов, и открытия салонов. Активностей было очень много, все форматы разные. А первый собственный проект мне поручили через месяц работы в агентстве — видимо, прошла какую-то проверку от босса», — делится Гвоздовская.

Организация мероприятий в какой бы то ни было индустрии — сфера не для слабонервных, предупреждает Гвоздовская. Она припоминает немало случаев, которые заставили ее понервничать. Так, в 2008 году на презентации BMW X6, которую организовывала Гвоздовская, возникла непредвиденная ситуация: прямо перед началом мероприятия, когда декораторы уже ушли, упала часть конструкции — большого черного куба. Инцидент удалось разрешить своими силами, но тогда Гвоздовская думала покинуть event-индустрию раз и навсегда. 

Сначала процессы, потом бизнес

До запуска своей первой компании Марьяна не делала никаких «пробных» проектов и не совмещала бизнес с офисной работой — создавала сразу «на чистовик». Но начинала работу она не с нуля. С 2007 по 2011 год Гвоздовская проработала в нескольких агентствах, в каждом из которых руководила event-отделом. Опыт показывал, что начинать нужно с налаживания процессов — оптимизировать трудозатраты на дорогих специалистов и поднять качество услуг агентства. Создавать такие процессы — настолько глубокая работа, что захотелось делать ее сразу под себя. Так в 2011 году появилось event-агентство C4group.

Сегодня в компании работают 30 человек. У С4 автоматизированы все процессы: подготовка тендерного предложения, заведение договоров и новых тендеров, распределение ответственных лиц, контроль качества выполнения разных задач и многое другое. Переход на удаленную работу также не стал большой проблемой именно потому, что Гвоздовская и ее коллектив заранее подготовились к этому — команды работают над своими задачами и создают новые проекты из любой точки, без привязки к офису. 

Этот год сильно ударил по бизнесу Гвоздовской — как, впрочем, и по всей event-индустрии. Рынок просел в 1,5–2 раза — эксперты оценивают, что по итогам года его оборот снизится с привычных 40–60 млрд до 20–45 млрд рублей. При обороте в 350 млн рублей в 2019 году (маржинальность 5-10%) из-за кризиса компания потеряла 160 млн с марта по август 2020 года. Но за счет онлайн-проектов и расширения портфеля проектов Гвоздовская надеется не остаться в минусе: «Жизнь продолжается. Мы изучаем трансформацию event-рынка, переходим из офлайна в онлайн — в процессе рождаются гибридные форматы мероприятий. В итоге мы уже пришли к решениям по новогодним мероприятиям онлайн».

Ситуация тяжелая для всех игроков. «Продажи сократились примерно в половину. Приходится адаптироваться к современным реалиям. Что можно — делаем офлайн. Остальное перевели в онлайн-форматы», — делится аккаунт-менеджер агентства по организации мероприятий для автоиндустрии Point Passat Александр Лукашин.

С ним согласна и руководительница пиар-агентства PR Partner Инна Анисимова. «Многие агентства переводили мероприятия онлайн, но не все заказчики готовы к таким изменениям. У нас продажи в ивентах упали на 44%, но восстановились после прихода нового руководителя этого направления и также после ожидаемого роста в сентябре (начало бизнес-сезона)», — рассказывает Анисимова.

Команда С4 продолжает экспериментировать с форматами. Например, в сентябре провели рекордный для агентства проект — 39 онлайн-мероприятий за три дня.

С тем, что развивать новые форматы в ивенте можно и нужно, согласен и Лукашин. «В 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой и карантинными мерами увеличился спрос на мероприятия в формате онлайн: презентации новых авто, обучение представителей дилерских центров, внутрикорпоративные мероприятия могут проводиться в таком режиме. Также обрел популярность такой формат презентации, как тет-а-тет, — когда офлайн-мероприятие делается для одного журналиста или блогера», — поясняет он.

Диверсификация против COVID-19

Большим толчком к расширению услуг стал коронакризис. «Мы с семьей были в США, в Сиэтле. И именно тогда в Сиэтле появился первый больной коронавирусом за пределами Китая. Для меня это стало звоночком: я сразу подумала, что меня пандемия точно коснется», — рассказывает Марьяна Гвоздовская.

В этот раз диверсификация стала вынужденной, но при этом не случайной — все ресурсы работали на то, чтобы дать возможность людям продолжить нормально жить, несмотря на то, что условия изменились. Во-первых, агентство продолжило организовывать мероприятия в тех регионах, где были не слишком строгие карантинные меры. Конечно, с соблюдением всех правил безопасности: рассадка участников на расстоянии 1,5–2 метра друг от друга, выдача им масок и санитайзеров, установка прозрачных защитных перегородок. В таком формате компания с начала пандемии провела уже три роуд-шоу — серии мероприятий, с которыми команда ездит из города в город. Благодаря этому удалось частично сохранить выручку.

Во-вторых, появилась новая идея для бизнеса: было понятно, что даже когда офлайн-мероприятия вернутся, риск заразиться останется — поэтому опыт безопасного проведения собственных роуд-шоу решили упаковать в самостоятельный проект. Так появился Corona Hunter.

Corona Hunter — сервис, который предлагает компаниям и организаторам пакетные предложения, в рамках которых можно создать индивидуальный комплекс защитных мер для мероприятий. Также здесь можно взять в аренду сенсорные санитайзеры или купить средства индивидуальной защиты для гостей мероприятия. «Надеемся, что наш продукт ускорит возвращение event-индустрии к жизни и поможет людям почувствовать себя в безопасности», — рассказывает Гвоздовская. Запустили проект в конце мая, пока что обслуживали силами сервиса только свои мероприятия — три крупных проекта и несколько небольших. Сторонними клиентами были производства, которые покупали маски и санитайзеры для своих сотрудников. Выручку и маржинальность этого стартапа Гвоздовская пока не готова раскрывать.

Правда, пока проект не пользуется большой популярностью. Согласно открытому источнику веб-аналитики SimilarWeb, всплеска посещаемости не наблюдается — на каждом из сайтов Марьяны менее 5000 посетителей в месяц.

Второй стартап, Wonder-Fi, также родился во время карантина. Команда С4 не понаслышке знакома со всеми трудностями и ограничениями в работе с Wi-Fi — когда нужен качественный, быстрый и стабильный интернет при работе на удаленке или, допустим, во время презентации трактора в чистом поле. Особенно это важно для e-commerce, который из-за пандемии развивается семимильными шагами. Но помехой для роста может стать слабая мощность IT-оборудования и отсутствие надежного сигнала. 

«Мы запустили проект в сжатые сроки, используя экспертизу по развертыванию сетей в полях во время наших проектов. Теперь мы продаем оборудование, видеонаблюдение, а главное — создаем Wi-Fi на любых объектах под задачи клиентов», — говорит Гвоздовская о своем IT-проекте. 

Наконец, о последнем из серии новых проектов Гвоздовская решила особенно не распространяться — он на этапе развития стратегии. Но намекнула, что event-агентство С4 планирует использовать свою экспертизу в области авторского права, чтобы помогать другим агентствам. 

«Пока не получается остановиться на каком-то одном проекте. Но я продолжаю пробовать», — резюмирует Гвоздовская.

Event в медиа

Несмотря на большие обороты, Гвоздовская и ее бизнес не очень известны на медийном рынке. 

Одна из причин такой непопулярности — относительная закрытость всей индустрии. «В первую очередь здесь все решают связи, к сожалению. Далее — опыт и портфолио реализованных проектов. Как правило, у автомобильного бренда, исходя из маркетингового плана, есть мероприятия премиального уровня — с большими бюджетами, а есть и нишевые — с маленькими. Это позволяет разным агентствам работать с одним и тем же автобрендом в рамках различных задач», — объясняет ситуацию с пиаром на рынке автомобильных ивентов Александр Лукашин.

Инна Анисимова добавляет, что даже в рамках этой индустрии компания Гвоздовской достаточно закрыта для медиа. «В основном в этой индустрии все делают пиар через свои собственные ивенты. Так, агентство «Подъежики» делает форум «Атланты», SPN делает Baltic PR Weekend. Другие пишут комментарии, дают интервью. C4group — не самое публичное агентство, у них мало выходов в медиа».

С ней не согласен digital-маркетолог Александр Федотов. «Гвоздовской нет в медийном поле от слова «совсем», вот моя оценка. И это большое упущение. Я не знаю даже, какой у нее продукт сейчас, какие проекты она делает, так как она не ведет внешнее позиционирование и у нее нет маркетинга», — говорит он.

Автор: Дарья Шипачева

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок