Что значит голосовой поиск для маркетологов: статистика и советы по оптимизации
Оптимизация размещения под голосовой поиск дает рекламодателям возможность значительно увеличить количество трафика. В этом материале мы собрали статистику по голосовому поиску и рекомендации, которые помогут адаптировать лендинг и рекламу под него.
Почему нельзя игнорировать голосовой поиск
Голосовой поиск — это не просто игрушка, к которой все со временем потеряют интерес. Напротив — все больше людей пользуются голосовым поиском. Этому способствует развитие технологий в смартфонах — практически все современные модели оснащены опцией голосового поиска. Большой вклад привносит и популярность голосовых помощников (Алекса, Алиса, Siri и т. д.) и умных колонок, таких как Яндекс.Станция и Google Home Assistant. Так, в 2018 году на устройствах было установлено 2,5 млн голосовых помощников, и предполагалось, что в 2023 году голосовых помощников станет уже 8 млн.
Исследование американской аналитической компании Juniper Research
Люди привыкают общаться с гаджетами голосом, а развивающиеся технологии машинного обучения позволяют искусственному интеллекту распознавать всё более сложные запросы.
По данным исследования Global Digital Overview, доля использование голосового поиска по всему миру выросла более чем на 9% за 2019 год, при этом 43% пользователей в возрасте от 16 до 64 лет пользуются голосовым поиском и голосовыми командами ежемесячно. В России 25% пользователей ищут что-либо в интернете с помощью голоса минимум раз в месяц.
В конце 2019 года Яндекс поделился итогами по проекту «Школа Алисы» и отметил, что 20% запросов в поиске Яндекса задается голосом. Также Алиса за год обработала около 1 млрд запросов.
Зачем люди используют голосовой поиск
Голосовой поиск — удобная альтернатива привычному поиску с помощью набора текста.
- Он экономит время. В минуту человек может набрать в среднем 40 слов, а сказать — 150 слов.
- Он позволяет освободить руки. Это особенно важно для водителей, которые хотят проложить маршрут, но не могут отвлечься на набор текста, а также для тех, кто постоянно на ногах, поскольку при ходьбе сложно печатать текст.
- Голосовой поиск постоянно интегрируется с новыми технологиями и гаджетами. Люди любят упрощать себе жизнь с помощью умных устройств, а голосовые помощники теперь присутствуют практически в каждом таком устройстве.
Запросы, сделанные с помощью голосового поиска, отличаются от тех, что набраны текстом. Когда мы проговариваем запрос голосом, обычно произносим больше слов. Например, если мы хотим посмотреть цены на ноутбуки Lenovo, то не станем говорить «ноутбук Lenovo цены», как сделали бы это в случае с текстовым поиском. Мы, скорее, скажем «окей, Google, покажи мне цены на ноутбуки Lenovo», то есть будем общаться с голосовым помощником как с реальным человеком. Запрос приобретает разговорный характер, в нем появляются предлоги, союзы и другие части речи, которые в текстовом запросе часто отбрасываются.
Чаще всего пользователи с помощью голосового помощника задают вопросы — таких оказалось 91%. Также они просят поставить музыку, проверить погоду, установить таймер и т. д. Всего 26% человек используют голосовой поиск, чтобы совершить заказ.
Может показаться, что голосовой поиск не так уж важен для тех, кто хочет увеличить продажи, ведь совершение заказа — это последнее, для чего люди используют голосовой поиск. Однако, голосовой поиск только развивается, и его доля будет расти, а значит, пользователи будут все чаще прибегать к нему, в том числе и чтобы совершить заказ.
Еще одна важная особенность — рост числа запросов «доступно рядом со мной» (available near me). Так, по данным Google за 2020 год, число таких запросов выросло более чем в два раза по всему миру по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что потребители все чаще ищут информацию в Интернете, прежде чем отправляться в магазины, а добавляя к запросу слово «доступно», человек демонстрирует намерение совершить покупку в ближайшее время. Такие запросы вводятся в том числе и голосовым поиском, особенно если пользователь находится на улице или в общественном месте или за рулем, где неудобно набирать текст вручную. Учитывая, что для таких запросов часто используется голосовой поиск и оптимизировав сайт и рекламу под него, можно привлечь клиентов в офлайн-точки: в кафе, магазины, клубы, фитнес-центры и т. д. Для локального бизнеса подстраиваться под голосовой поиск максимально выгодно.
Banner
Какие сайты нужно оптимизировать под голосовой поиск
Сайты всех тематик должны учитывать растущую долю голосового поиска и оптимизироваться под него. Но есть те компании, которым нужно сделать это как можно скорее.
Учитывая, что люди, пользующиеся голосовым поиском, обычно ищут что-то максимально конкретное и ждут точный ответ на свой вопрос, их запрос носит разговорный характер, а также часто хотят найти что-то в своей локации, мы выделили несколько тематик сайтов и типов бизнеса:
- Локальный бизнес. К ним относятся магазины шаговой доступности, рестораны, бары, гостиницы, хостелы, салоны красоты и т. д.
- Информационные сайты или разделы (блоги, форумы, FAQ и т. д.). Им пригодится адаптация под голосовой поиск, поскольку люди часто задают голосовым помощникам вопросы (когда родился Пушкин, как приготовить лазанью и т. д.).
- Различные сервисы: доставки еды, такси, каршеринга.
- Развлекательный бизнес: театры, кинотеатры, музеи, квест-комнаты, филармонии, концертные залы. Адаптация под голосовой поиск позволит показать пользователю, вводящему запрос голосом, расписание сеансов, цены на билеты и т. д.
- Агрегаторы контента: музыки, фильмов, аудиокниг. Если адаптировать их под голосовой поиск, они будут находиться в ответ на запросы пользователя типа: «Сири, включи шестой сезон „Игры престолов“».
Интернет-магазинам тоже стоит адаптировать под голосовой поиск. Сейчас для совершения заказа голосовой поиск используется не так уж часто, но его доля растет, и лучше подготовиться уже сейчас.
Что делать, чтобы адаптироваться
Перейдем от статистики к практическим рекомендациям. Мы собрали советы, которые помогут оптимизировать сайты и рекламу, чтобы извлечь максимум выгоды из растущей доли голосового поиска.
Добавляйте длинные низкочастотные запросы в семантическое ядро
Мы уже говорили о том, что запрос, заданный голосом, гораздо длиннее, чем текстовый, и носит разговорный характер. Также он более конкретный. Пользователь скорее скажет не «итальянский ресторан СПб», а «где можно поесть пасту с морепродуктами рядом со мной».
Включайте в семантическое ядро длинные запросы с конкретной информацией, используйте разговорные варианты, жаргонизмы, сленг, в том числе сленговые топонимы, названия определенных мест, районов («на Ваське», «на Апрашке» и т. д.).
Отвечайте на вопросы пользователя
Пользователи вводят голосом максимально конкретный запрос и хотят получить не менее конкретный ответ. Постарайтесь узнать, какие вопросы и возражения могут возникнуть у пользователя. Посмотрите в отчете по поисковым запросам, чем обычно интересуются пользователи, ищущие ваш продукт, проанализируйте информацию из отдела продаж или службы поддержки, чтобы узнать, с какими вопросами к вам чаще всего приходят клиенты, какие возражения у них есть, поищите, какие вопросы задают на форумах.
Что можно сделать на основе этой информации, чтобы подстроиться под голосовой поиск:
- Напишите объявления, текст которых будет отвечать на возможные вопросы пользователя и работать с возражениями.
- Создайте на сайте раздел с часто задаваемыми вопросам — FAQ. Этот раздел идеально подходит для оптимизации под голосовой поиск, так как на странице содержатся вопросы в разговорном стиле и краткие исчерпывающие ответы, которые гаджет будет выводить на экран или зачитывать в ответ на запрос пользователя.
Оптимизируйте скорость загрузки страницы
Даже в случае с обычным текстовым поиском скорость загрузки важна, а если речь о голосовом поиске, то здесь требования к скорости еще выше. Согласно исследованиям Backlinko, средняя скорость загрузки страницы для голосового поиска составляет 4,6 секунд, в то время как для других сайтов она в два раза ниже — около 8,8 секунд.
Чтобы узнать, насколько быстро загружается сайт, можно проверить скорость с помощью специальных сервисов, например, PageSpeed Insights от Google.
Если страница загружается долго, поработайте над технической частью сайта. Настройте кэширование, сжатие скриптов, уменьшите размер изображений, откажитесь от устаревших технологий, таких как flash, добавьте микроразметку. Не забывайте использовать HTTPS-протокол. Согласно Backlinko, 70,4% процента страниц, найденных с помощью голосового поиска Google, защищены протоколом HTTPS.
Не забывайте об оптимизации под мобильные устройства
Доля мобильного трафика растет. Так, в третьем квартале 2019 года люди пользовались интернетом с мобильного 50% от общего времени, проведенного в интернете в день, что на 1,2% больше, чем в тот же период 2018 года.
По данным Яндекс.Радара за 2020 год, на мобильные приходится более половины всего трафика — 58%.
Если учитывать, что чаще всего люди пользуются голосовым поиском именно с мобильных устройств, адаптация под мобильные — один из важнейших этапов для оптимизации для голосового поиска.
Убедитесь, что лендинг оптимизирован под мобильные устройства. Проверить это поможет бесплатный инструмент от Google. Если вы не можете адаптировать лендинг под мобильный трафик, воспользуйтесь турбо-страницами и AMP-страницами от Google.
Создайте профиль в Google Мой Бизнес и Яндекс.Справочнике
Регистрация в Справочнике и Google Мой Бизнес важна, поскольку позволит показывать карточку организации в картах и навигаторах в ответ на запрос голосовым поиском типа «проложи маршрут до ближайшего итальянского ресторана», «покажи магазины одежды рядом со мной» и т. д.
Уделите внимание заполнению профиля в Справочнике и Google Мой Бизнес: чем больше информации, тем точнее вы ответите на голосовой запрос. Даже такая мелочь, как наличие парковки, играет роль, поскольку пользователь может задать запрос «покажи мне торговый центр с бесплатной парковкой». Узнайте, чем интересуются клиенты (наличие бесплатной доставки, выезд за город, работаете ли вы круглосуточно и т. д.) и укажите эти пункты в профиле, ни один из них не будет лишним.
Также не забывайте про красочные изображения. Они помогут привлечь внимание пользователя и положительно скажутся на принятии им решения.
Оптимизируйте кампании под запросы «рядом со мной»
Как мы уже упоминали, люди часто пользуются голосовым поиском, чтобы найти неподалеку бар, ресторан, гостиницу или проложить маршрут. Охватив таких пользователей, вы можете увеличить трафик в офлайн-точках. Что можно сделать, чтобы повысить результаты рекламы по запросам «рядом со мной»:
- Настройте расширение «Адреса» в Google Ads. Благодаря этому расширению вы покажете пользователю, где вы находитесь, чтобы ему было проще вас найти. Также можно показывать номера телефонов или кнопки для звонка. Это удобно для голосового поиска, поскольку человек может сразу получить конкретный ответ на свой запрос: вот кофейня, она находится по такому-то адресу и она сейчас открыта.
- Добавьте адрес, телефон и часы работы в виртуальной визитке в Директе и профиле организации в Яндекс.Справочнике. Как и в случае с адресами в Google Ads, адрес в Директе поможет пользователям вас найти, а благодаря часам работы человек узнает, открыты ли вы сейчас. Для организаций в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве при указании адреса автоматически добавляется станция метро, но эту опцию можно отключить.
- Используйте платное продвижение на геосервисах. Если у вас есть профиль в Справочнике и Google Мой Бизнес, вы можете настроить рекламу, которая даст вашей организации приоритет, то есть в результатах поиска она будет показываться выше, а булавка на карте станет другого цвета. О том, как разместить рекламу в Google Картах, мы писали в статье.
Создавайте контент, которым хочется поделиться
Специалисты Backlinko, проанализировав результаты работы 10000 умных колонок отметили, что в голосовом поиске чаще всего появляются сайты, контент которых хорошо расшаривается в соцсетях. Так, в среднем контент, который оказался в результатах голосового поиска, собирает 1199 репостов в Facebook и 44 твита.
Пользователи делятся контентом, который кажется им полезным и интересным. Ваша задача — создавать такой контент. Также не забудьте поместить на страницу виджеты, с помощью которых можно поделиться контентом в соцсетях.
Старайтесь попасть на нулевую позицию
Нулевая позиция — это блок с ответом на запрос в виде расширенного сниппета над результатами органической выдачи. Чтобы увидеть ответ, пользователь не должен переходить по ссылкам.
Согласно Backlinko, 40,7% результатов по голосовому поиску показываются именно на нулевой позиции. Поэтому следует оптимизировать сайт под нулевую позицию, если хотите получать органический трафик с голосового поиска. А если вы настроите товарную рекламу в Google или динамические объявления в Google Ads, то сможете показывать объявления на нулевой позиции.
Чтобы попасть на нулевую позицию, создавайте актуальный контент, структурируйте его, добавляя заголовки, подзаголовки, маркированные списки, используйте ключевые фразы с вопросительными словами (как, когда, где и т. д.), а также длинные низкочастотные фразы, о которых мы говорили ранее, добавляйте качественные изображения и актуальные данные. Если информация будет точной и релевантной запросу пользователя, алгоритм выберет ваш сайт или объявление для показа на нулевой позиции.
Начните оптимизировать рекламу и сайт под голосовой поиск уже сейчас, чтобы не отставать от последних тенденций и получать больше трафика и потенциальных клиентов на сайт или в офлайн-точки.
Автор: София Гаитбаева
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.