Лидер Российского рынка медиаизмерений

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Индустрия фейковых отзывов о компаниях и товарах растет параллельно с интернетом и e-com. Нечистые на руку компании спешат искусственно улучшить свою репутацию, ухудшить реноме конкурентов и не жалеют на это денег. Объем рынка «работы с репутацией» в 2023 году в США оценивается почти в $800 млн. При этом фальшивые отзывы не только вводят в заблуждение потребителей и вредят бизнесам жертв, но и подрывают доверие к интернет-платформам, где они публикуются. Сайты-агрегаторы отзывов, поисковики и ритейлеры борются с фейками. Они набирают в штат модераторов, запускают и совершенствуют алгоритмы проверки, которые отсеивают подозрительные ревью. Только за 2023 год Google отправил в бан 170 млн отзывов, а чемпион по чистке – Amazon – 250 млн. Корреспондент ADPASS погрузился прицениться в серую зону Google, «Яндекс» и «Авито», где всем крутят-вертят-накручивают таинственные авитологи, а тролли пишут уничтожающие отзывы на конкурентов.

Недоверчивая Россия

97% американцев читают в интернете отзывы о местных предприятиях, 90% – изучают обзоры, чтобы принять решение о покупке товара, а 78% – доверяют отзывам так же, как рекомендациям друга или члена семьи.

Россияне менее доверчивы. Согласно статистике агентства Markway, проведенного в декабре 2023 года, 98,9% российских покупателей знакомятся с отзывами перед совершением покупки, почти 40% – регулярно читают отзывы несколько раз в неделю, а более 70% – при выборе компании достаточно изучить всего 1-3 сайта с отзывами. Но отзывам в интернете доверяют лишь 30% потребителей.

Trustpilot – крупнейшая в мире независимая платформа отзывов о компаниях опубликовала ежегодный «Отчет о прозрачности». Это традиционная для крупного бизнеса годовая сводка, посвященная некоммерческим итогам работы и призванная вызвать у пользователей и потенциальных партнеров больше доверия к своей работе.

В 2023 году на Trustpilot по всему миру было опубликовано 54 миллиона обзоров, что на 17% больше, чем в 2022 году. При этом в отчете отмечается, что наряду с ростом числа обзоров, растет и количество фейковых отзывов, которых за прошлый год было выявлено и удалено порядка 3,3 млн штук, что составляет 6% от общего числа откликов, оставленных пользователями.

В аналогичном отчете сайта для путешественников TripAdvisor сообщается, что за 2023 год с платформы было удалено 1,3 млн вводящих в заблуждение отзывов, что также приблизительно равняется 6% от всех отзывов туристов, оставленных на сайте. В феврале 2024 года о своих успехах в борьбе с фальшивыми отзывами объявил Google: в блоге компания рассказала, что за 2023 год удалила 170 млн недостоверных отзывов в Поиске и Google Maps. Чемпионом по удалению нечестных ревью в прошлом году стал главный интернет-супермаркет мира Amazon, где в корзину было отправлено 250 млн отзывов о товарах и магазинах.

«Фейковый отзыв» — это общий термин, который включает в себя вводящие в заблуждение или предвзятые публикации. К ним относятся:

  • положительные фальшивые отзывы, бесплатно написанные владельцами бизнеса, сотрудниками или членами их семей, а также платные обзоры, выдаваемые за нативные;
  • отрицательный фальшивые отзывы, опубликованные конкурентами или на их деньги с целью нанести вред бизнесу;
  • фальшивые отзывы энтузиастов (выделяются отдельно и могут быть, как позитивными, так и негативными), бесплатно публикуемые неравнодушными потребителями с целью либо поддержать, либо навредить бизнесу и не имеющими под собой конкретных оснований (покупки товара, услуги или другого взаимодействия с брендом).

«Яндекс» и Google стреляют себе в ногу

С проблемой фейковых отзывов сталкиваются все интернет-компании, в арсенале которых присутствуют обзоры компаний, услуг и товаров, которые пишут пользователи, и рейтинги, составляемые на основе мнений потребителей. Это ранжирование – прекрасный объект для манипулирования потребителем, как со стороны владельцев бизнеса, так и конкурентов. И предприниматели активно ищут платных «отзовиков». Запросы «купить отзыв» популярны и в Google, и в «Яндекс». И поисковики идут навстречу нечестным предпринимателям. Интересно, что алгоритмы обоих поисковиков даже приготовили подсказки в поисковой строке.

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Поисковые подсказки «Яндекса»

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Поисковые подсказки Google

Еще интереснее то, что в поисковой выдаче обеих систем прямо на первой странице полно компаний, предлагающих услуги по дезинформации потребителей, непосредственно на этих же платформах. Все они предлагают мошеннические услуги обернутых в название «управление репутацией». И если поисковые алгоритмы Google стреляют в ногу своему бизнесу один раз и отдают ссылки на сторонние ресурсы, то «Яндекс», работает дуплетом и не собирается выпускать потребителя из экосистемы: перед сторонними брокерами отзывов он публикует ссылку на собственный сервис «Яндекс Услуги», сопровождаемую сгенерированным описанием «Написание положительных отзывов на заказ в Москве…». Ссылка ведет на страницу с названием (title) «Написание положительных отзывов на заказ в Москве: 57 копирайтеров со средним рейтингом 4.8 с отзывами и ценами на Яндекс Услугах».

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Но на показе услуг по написанию положительных отзывов «Яндекс» не останавливается. Алгоритмы поисковика готовы ответить и на запрос «купить отрицательные отзывы». Ожидаемо, первая ссылка на странице поисковой выдачи также ведет на «Яндекс Услуги» и сопровождается описанием «Написание негативных отзывов на заказ отзывы…».

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Большой незаметный бизнес

Фейк-отзывы – большая, но незаметная индустрия. По данным телеканала FoxNews, который ссылается на исследование независимого аналитического портала Reciew42, американские компании тратят на фальшивые отзывы около $791 млн в год. Чтобы выяснить сколько стоит отзыв за границей, мы набрали в поиске Google зарос «Buy a review» и познакомились с расценками на нескольких биржах отзывов. Так, один обзор на Trustpilot обойдется в $25, на Google – за $12, а на Booling.com за $10. Самый дорогое предложение на сайте – обзор на TripAdvisor – $36. Брокеры отзывов обещают, что все ревью будут написаны с верифицированных порталами аккаунтов. Оптовикам – скидки: сет обзоров из 100 штук в среднем стоит дешевле на 20%.

Статистики по рынку фальшивых отзывов в России нет. Однако судя по данным сервиса статистики поисковых запросов «Яндекс Вордстат», услуга более чем востребована: ежемесячно запрос «купить отзывы» в поисковую строку забивается около четырехсот тысяч раз.

Чтобы узнать порядок цен на написание отзывов в России, мы набрали в поисковой строке «Яндекса» запрос «купить отзыв» и перешли по второй ссылке в поисковой выдаче, которая вела на классифайд «Авито». В раздел «Реклама, полиграфия» обнаружилось 4998 объявлений с услугой. Беглый осмотр нескольких первых объявлений показал, что цена написания одного отзыва начинается от 150-300 рублей. «Отзовики» предлагают размещение материалов на геосервисах («Яндекс Карты», 2GIS и Google Maps), в интернет-справочниках (Yelp, Zoon и Flamp), в соцсетях, и, разумеется, на классифайдах («Авито», «Яндекс Услуги» Profi.ru и т.д.). Также мы выяснили как называется профессия отзовиков на «Авито» – «авитологи».

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Предложения по написанию отзывов на маркетплейсе «Авито»

На «Яндекс Услугах» цена на услуги по написанию отзывов начинается с 230 рублей.

Деньги на фейки. Как устроен миллиардный мошеннический бизнес по накрутке отзывов

Предложение по написанию положительных отзывов с портала «Яндекс Услуги»

Как компании борются с фейковыми отзывами

Главное средство борьбы с фейковыми отзывами ­– премодерация, которая бывает человеческая, когда отзыв и его достоверность проверяет человек, или автоматическая, в случае подлинность ревью проверяет алгоритм. Так, на портале TripAdvisor автоматическую модерацию проходят порядка 91% отзывов, оставшиеся 9% изучаются модераторами.

Поисковики действуют по этой же схеме, используя ручную и автоматическую премодерацию. Сколько всего отзывов опубликовано на каждой из платформ неизвестно. Но, как писалось выше, Google за прошлый год удалил 170 млн фейковых отзывов. «Яндекс» еще менее конкретен: на сайте поисковика в разделе «Безопасный поиск» сообщается только, что «Примерно каждый третий отзыв, отправляемый на Маркет, Карты, КиноПоиск и другие сервисы Яндекса, признается заказным и не публикуется».

Маркетплейс Amazon, который собирает больше всех фальшивых отзывов, решил бороться с проблемой более радикальными средствами. В 2022 году компания подала в суд против более чем 90 брокеров отзывов, которые предлагали свои услуги в Китае, Европе и США. Кроме того, к концу мая 2023 года компания заявила, что подала в суд еще на 94 компании. Проигранный брокером отзывов судебный процесс оборачивается для него выплатой компенсации и прощанием с доменом, который передается Amazon.

Наиболее часто сталкивающиеся с фальшивыми отзывами интернет-гиганты, Amazon, Booking.com, Expedia Group, Glassdoor, Tripadvisor и Trustpilot, в прошлом году решили создать организацию для обмена опытом и технологиями борьбы с фейк-ревью. Первая встреча Глобальной коалиции за надежные отзывы (Global Coalition for Trusted Reviews) прошла в октябре 2023 года в Сиэтле.

Авторы: Артемий Шохор

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок