Лидер Российского рынка медиаизмерений

Digital-self: как вести соцсети, чтобы привлечь работодателя

как вести соцсети, чтобы привлечь работодателя

Социальные сети могут много рассказать о соискателе, показать уровень его грамотности, круг общения и интересов. Вместе с экспертами разбираемся, как вести личные страницы так, чтобы увеличить шансы на трудоустройство

Об экспертах:

Ксения Степанова, руководитель направления внутренних коммуникаций hh.ru;

Виктория Мерзлякова, кандидат культурологических наук, доцент РГГУ, РАНХиГС. Специалист по медиакультуре, автор курсов «Культура деловых коммуникаций» и «Деловая этика».

При устройстве на работу многие работодатели просят прикрепить к резюме ссылку на социальные сети. И в обычное время, и особенно в условиях пандемии, когда не всегда есть возможность встретиться лично, виртуальная страница становится визитной карточкой соискателя. С помощью нее рекрутер понимает, насколько кандидат подходит на должность и соответствует ли он требованиям компании. Если резюме нужно для отсмотра профессиональных навыков, то социальные сети раскрывают личность человека, с которым предстоит работать. Чтобы не упустить желаемую должность, нужно внимательно следить за тем, какая информация появляется в вашем профиле.

Зачем следить за своими соцсетями

Ксения:

По данным исследования hh.ru, 84% работодателей проверяют страницы соискателей в соцсетях, в 22% случаев респонденты делают это всегда, вне зависимости от того, на какую позицию претендует кандидат. При этом 72% опрошенных работодателей признали, что отказывали соискателям после проверки их профилей в соцсетях.

Если вы претендуете на руководящую должность, на позицию ведущего или старшего специалиста, проверка профиля в соцсетях вам практически гарантирована — согласно исследованию, таких соискателей проверяют 76% опрошенных работодателей. Претендентов на линейные позиции и начинающих специалистов проверяют редко, но полностью такая проверка все равно не исключена. Помните об этом, когда пишете очередной пост или размещаете очередную фотографию в общем доступе.

Для некоторых профессий, таких как PR, SMM, HR, активное присутствие в социальных сетях обязательно или подразумевается. Работодатели обращают внимание на количество контактов и качество контента — какие посты соискатель делает, грамотно ли пишет, поддерживает ли профессиональные темы, посещает ли профессиональные мероприятия. При поиске людей на вакансии, предполагающие наличие портфолио (это, например, дизайнеры и фотографы), просматривают также работы кандидата, размещенные в социальных сетях.

На что обращать внимание при ведении страницы

Виктория:

Во-первых, определите, есть ли у вас внутреннее видение собственного образа.

Каким вы хотели бы предстать в глазах работодателя, коллег, других участников этой сферы? Может ли это органично и не вызывающе сочетаться с тем, как вы ведете себя в повседневной жизни?

Во-вторых, посмотрите на то, как ведут блоги и соцсети персоны, которые вас вдохновляют, а также конкуренты.

Я бы выбрала несколько собственных фото, постаралась сформулировать краткое представление себя. Вычистила ненужное. Добавила в закрепленные посты ту информацию, которую вы обязательно хотите сделать видимой.

Универсальный совет, который я бы дала каждому пользователю сети: помнить о том, что наши действия в интернете похожи на следы на снегу. Публичное обнародование некоторой информации может стать катастрофой для вашей репутации. Сегодня это касается и постов в сетях, и комментариев, и порой даже наших частных мессенджеров: несмотря на настройки приватности, стоит соотносить степень защиты ресурсов и возможные риски, если страницу взломают. Насколько откровенной и компрометирующей окажется информация, если она попадет в руки недоброжелателей?

Если несколько лет назад пользователи соцсетей соревновались за самый идеальный образ «нереальной жизни мечты», выкладывали ретушированные фото с одинаковыми позами и натянутыми улыбками, то сегодня тренд другой. Ширма идеальной жизни сейчас не так интересна. Нам всем приелись истории «счастливого счастья» и «успешного успеха». Основной запрос сегодня — интерес и искренность. Это не значит, что нужно публиковать откровенно неудачные фото и постоянно жаловаться на провалы. Но хорошая страница будет соответствовать общему избранному жанру в оформлении и подаче материала, и человек будет представать живым, а не статичной куклой.

Что выкладывать в соцсетях

Ксения:

Большинство работодателей хочет знать, что вы представляете собой как личность, чем интересуетесь кроме работы, с кем общаетесь. Да, у них уже есть резюме — ваш профессиональный портрет, но ведь коллектив состоит из людей, с которыми вам предстоит коммуницировать и сотрудничать. В этом случае интересные увлечения и чувство юмора будут вам на руку. Социальный профиль может сослужить хорошую службу, поэтому не стоит полностью его закрывать или уходить в глубокую конспирацию под вымышленным именем.

Виктория:

Если страница предназначена для частного пользования, то правило с точки зрения репутации и профессиональных перспектив простое: не навреди. Обилие вечеринок, алкоголь, курение, откровенные фото — спросите себя, может ли это произвести негативное впечатление на работодателя и сыграть в минус при прочих равных? Если страница изначально рассматривается вами как пространство повышения собственной значимости в глазах работодателя, стоит подойти к формированию контента более основательно.

Частный, бытовой контент может рассказать больше о ваших сильных человеческих сторонах. Семейные фото, животные, хобби, туризм, кулинарные эксперименты могут создать впечатление гармоничной личности. Нужно добавить эмоционального расположения, усилить впечатление о soft skills, прибавить образу «человечности» и теплоты.

Главный ресурс повышения привлекательности для работодателя — демонстрация включенности в профессиональное сообщество, экспертность, ненавязчивая демонстрация достижений. Это не обязательно дежурные фото на фоне баннеров известной отраслевой конференции. Фото, заметки, рассказы и краткие полезные брифы с событий могут добавить вам плюсов, а пара фотографий из телестудии или во время интервью создадут впечатление включенности в экспертное сообщество. Короткие заметки и рабочие инсайты — все это может одновременно живо смотреться и выигрышно отличать вас от конкурентов.

Чего не стоит делать в интернете

Ксения:

В последнее время все чаще случаются громкие скандалы, когда чьи-то неосторожные высказывания в соцсетях даже по поводам, совершенно не связанным с работой, бросают тень на репутацию компаний, в которых работали авторы неудачных формулировок. Поэтому соискатели, которые очень активно принимают участие в обсуждении острых общественных вопросов в соцсетях, не выбирая при этом выражения, рискуют так и не получить интересного предложения по работе, даже если они прекрасные профессионалы.

Еще один очень важный показатель, который рекрутер может «считать» с вашей личной страницы в социальных сетях, — лояльность или хотя бы нейтралитет по отношению к бывшим или нынешним работодателям. Вряд ли стоит ждать офера, если ваша страница пестрит критикой в адрес компаний, в которых вы работали, или бывших коллег.

Виктория:

Остерегайтесь необдуманных поступков, контента и фраз. А если вы решили пойти на провокацию, пусть лучше это будет осознанный шаг, принимающий риски, чем случайный прокол. С точки зрения репутации — связи между частным и публичным сегодня все больше стираются, так что имеет смысл думать о том, безопасно и уместно ли то, что вы обнародуете в сети.

Я бы не повторяла общие рекомендации из литературы по деловому этикету о невозможности обсуждать острые темы (религия, политика, национальные вопросы). Социальные сети — пространство более личное, и тут круг возможностей шире. Так что стоит руководствоваться не темой, а взвешенностью позиции. Что по-настоящему важно, так это корректно формулировать свои мысли, учитывая как юридические аспекты (оскорбление чувств верующих, призывы к экстремизму, сведения, порочащие честь и достоинство), так и этические нормы и дискурсивные изменения в тематическом поле.

Как произвести хорошее впечатление на работодателя

Программа-минимум:

  • разберитесь в настройках видимости: любые личные фотографии и записи лучше скрыть от широкой аудитории, пусть они радуют близких друзей и не смущают остальных;
  • проверьте, кто из ваших друзей отметил вас на фотографиях и публикациях — если какие-то отметки вас смущают, то их лучше убрать;
  • внимательно посмотрите на все, что осталось открытым для широкой аудитории: нет ли там расхождений с вашим официальным резюме? Нестыковки могут насторожить рекрутера, что вам совершенно не нужно.

Программа-максимум:

  • проанализируйте свои публикации и поймите, насколько они соответствуют имиджу, который вы хотите сформировать на работе. Если они совпадают, и вы в гармонии со своим виртуальным «я», то это здорово. Если нет — подумайте над своей активностью;
  • Укажите настоящее имя, заполните разделы с работой и образованием, добавьте ваши личные и профессиональные интересы, разместите хорошую фотографию — попробуйте сделать ваш социальный портрет как можно более подробным и понятным для всех, кто вас не знает;
  • регулярно пишите что-нибудь о своей работе: человек, который готов делиться новостями о своей профессии и уделяет этому время, вызывает уважение и интерес. Не стоит публично негативно отзываться о предыдущих работодателях. Согласно нашим исследованиям, это отталкивает каждого второго зашедшего к вам на страничку рекрутера;
  • чем больше у вас профессиональных контактов, тем выше вероятность, что на вас выйдет представитель компании-работодателя и по достоинству оценит ваш профиль. Человек, который налаживает публичные профессиональные контакты всегда привлекает больше внимания.

Автор: Любовь Карасева

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок