Многие частные инвесторы принимают инвестиционные решения, изучая аналитику в Telegram и YouTube. Опрошенные «РБК Инвестициями» эксперты считают, что это позитивный фактор, но тенденция несет и ряд рисков.
39% российских инвесторов не реже раза в неделю просматривают соцсети, получая там информацию о фондовом рынке и инвестиционные идеи. К таким источникам относятся каналы в Telegram, YouTube-каналы, группы в соцсетях. Это следует из статистики, полученной в ходе третьей волны всероссийского опроса населения в рамках проекта «Мониторинг цифровой трансформации экономики и общества» (есть у «РБК Инвестиций»). Проект был реализован институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в 2024 году.
Выборка инвесторов включала 312 респондентов. Вопросник состоял из блока об инвестиционном поведении (типы активов, инвестиционные практики, восприятие успешности) и о цифровизации (использование интернета, технологическая готовность). В ходе исследования использована статистика Мосбиржи о численности клиентов и Банка России о структуре клиентской базы, а также прочие исследования НИУ ВШЭ.
Опрошенные эксперты считают, что такая тенденция, вероятно, приведет к ужесточению регулирования блогосферы. «РБК Инвестиции » направили запрос в пресс-службу Банка России.
О чем говорит исследование ВШЭ
«В России инвесторы чаще обращаются к различным телеграм-каналам, а на Западе используют другие соцсети, например тот же самый Reddit. То есть американские инвесторы смотрят Reddit и ориентируются на посты оттуда, а в России смотрят телеграм-каналы», — отмечает младший научный сотрудник центра статистики и мониторинга науки и инноваций НИУ ВШЭ Иван Юдин.
Исследование НИУ ВШЭ также показало, что 25% опрошенных получают информацию об инвестициях через обсуждение новостей с людьми из своего окружения, столько же получают данные из мобильных приложений брокеров. Среди наименее популярных практик — платформы для технического анализа (16%), нейросети, в частности ChatGPT, GigaChat, «Яндекс GPT» (14%), использование роботов-советников (5%).
Примечательно, что сайтами деловых изданий, брокеров и профильных компаний не пользуется основная часть опрошенных (59–66%). Регулярно к таким ресурсам прибегает лишь 18–21% инвесторов. При этом 23% участников опроса несколько раз в неделю проводят самостоятельные расчеты, например в Excel.
Почему инвесторы чаще используют соцсети для получения аналитики
«То, что 39% людей используют соцсети, в частности Telegram, для получения информации, меня не удивляет. Более того, я уверен, что данная цифра будет дальше расти, потому что такой формат получения информации удобный», — отметил в разговоре с «РБК Инвестициями» директор по стратегии «Финама» и автор телеграм-канала «Кабаков Ярослав: Тренды и трейды» Ярослав Кабаков. Он обратил внимание, что в соцсетях размещают аналитику профессиональные участники рынка — крупные инвесткомпании имеют сразу несколько различных каналов в Telegram и на платформе Reddit.
Аналитик инвесткомпании «Алор Брокер» Игорь Соколов тоже считает, что стремительный рост влияния соцсетей и медиасреды на поведение частных инвесторов — это закономерное следствие развития технологий. Он отмечает, что раньше инвестанализ был прерогативой профессионалов, теперь же любой пользователь смартфона может получить доступ к потоку новостей, мнений, аналитики и торговым платформам.
«На это повлияло и общее изменение поведенческих паттернов, особенно у молодого поколения, которое привыкло получать информацию быстро, в сжатом виде и из источников, вызывающих доверие в их среде, — а это уже формируют не программы на ТВ, а популярные блогеры, тематические каналы в Telegram или сообщества. Нельзя сбрасывать со счетов эффект так называемого стадного чувства или страха упустить выгоду, который в социальных сетях усиливается многократно из-за зачастую вирусного распространения информации об «успешных» инвестициях», — говорит Соколов.
Люди в целом склонны доверять общему мнению, отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев. «К тому же соцсети упрощают разные сложные вещи. Часто в соцсетях можно прочитать якобы простую интерпретацию сложных вещей. Это многих привлекает», — говорит он.
В свою очередь частный инвестор, соавтор проекта «Вредный инвестор» Мурад Агаев вспоминает поговорку: покупай на слухах, продавай на фактах. «Она идеально сработала в кейсе «Русагро», когда в разных телеграм-каналах за три часа до [официального сообщения] уже шли посты о том, что идут обыски в компании», — приводит пример он.
Как эксперты оценивают эту тенденцию
Опрошенные «РБК Инвестициями» эксперты отмечают, что у популярности соцсетей в качестве источника аналитики есть свои плюсы и минусы. По словам ведущего аналитика ИК «Цифра брокер» Наталии Пырьевой, с одной стороны, многообразие информации в соцсетях способствует повышению финансовой грамотности и увеличивает вовлеченность населения в инвестиции, что отчасти может повлиять на приток капитала на рынок и повысить его капитализацию . С другой стороны, говорит она, важен вопрос качества представляемой информации, что формирует риски манипулирования массами, повышает волатильность в инструментах, может приводить к убыткам, снижению доверия к рынку.
«Я сторонник теории о том, что инвестиции с помощью соцсетей ведут к ухудшению результатов инвесторов. Но здесь в большей мере влияет более общая проблема рисков прямых инвестиций в акции частных инвесторов», — говорит заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. По его словам, есть «феномен мудрости толпы», говорящий о том, что показатели доходности инвестиций среднего инвестора из толпы лучше доходностей индексов. «Сегодня индекс популярных у клиентов Robinhood (американский ретейл-брокер. — «РБК Инвестиции») акций примерно имеет доходность на уровне индекса NASDAQ 100. Проблема в том, что эти феномены надо изучать, а информации о результативности портфелей индивидуальных инвесторов у нас практически нет», — говорит он.
В свою очередь Соколов из ИК «Алор Брокер» отмечает, что соцсети могут служить точкой входа для тех, кто раньше не интересовался финансами, предоставляя информацию в доступной и увлекательной форме. Абелев из «Риком-Траста» среди плюсов называет быструю обратную связь с аудиторией, возможность обсуждения, плюрализм мнений, возможность собрать множество мнений инвестору и сделать собственный вывод. «Главное — это сформировать собственное мнение, а не принять чужое за свое», — считает он.
С ним соглашается председатель правления Ассоциации розничных инвесторов (АРИ) Илья Херсонцев: «Главный риск в потреблении недостоверной информации — в отсутствии критического взгляда на прочитанное. Очень важно научиться принимать инвестиционные решения самостоятельно, а не только по чужим советам, так как это может закончиться убытками».
Какие есть риски у торговли по соцсетям
«Инфлюенсеры, на которых ориентируются частные инвесторы, зачастую не обладают необходимой экспертизой, образованием, могут обещать высокую доходность, легкое обогащение, не в полной мере предупреждать о возможных рисках, о том, что прошлая доходность не гарантирует будущую доходность», — говорит директор центра банковского консалтинга и прикладных исследований Финансового университета при правительстве России Наталья Воеводина.
К тому же, добавляет она, некоторые блогеры могут скрыто рекламировать бумаги рекламодателя, что может приводить к значительным убыткам у частных инвесторов и подрыву доверия в целом к инвестированию и фондовому рынку.
Соцсети, особенно анонимные каналы в Telegram или ветки на Reddit, могут становиться площадками для сомнительных и рискованных схем, когда организаторы искусственно разгоняют цену актива, чтобы затем продать его на пике наивным инвесторам, предупреждает Соколов. Еще одним риском он называет формирование замкнутого пространства подачи информации, только той, что выгодна авторам, а это уже мешает критическому осмыслению ситуации.
Из-за того что блогеры и телеграм-каналы все чаще становятся участниками случаев манипулирования ценами, важно в ближайшей перспективе проработать и принять комплекс мер, направленных на повышение их ответственности в таких ситуациях, уверен Херсонцев.
В свою очередь Кабаков отмечает, что в ответ на развитие источников информации в соцсетях появляется новое регулирование, например необходимость регистрировать канал с аудиторией более 10 тыс. человек. «Я не удивлюсь, если в ближайшее время в этом отношении будут вводиться какие-то нормы, приниматься новые законы», — допускает Кабаков.
В «Цифра брокер» тоже считают, что необходимы новые нормы. «Мы полагаем, что инвестиционный контент в соцсетях стал частью современного общества и во многих аспектах помогает непрофессионалам ориентироваться в рынке, однако сегодня это уже серьезный информационный ресурс, поэтому необходимо соответствующее регулирование», — говорит Пырьева.
По мнению Воеводиной, необходимо рассмотреть целесообразность аккредитации инвестиционных блогеров для подтверждения уровня экспертизы и профильного образования, а также регулировать каналы, транслирующие информацию, связанную с фондовым рынком.
Авторы: Виктрия Саитова, при участии Ивана Ткачева
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.