Лидер Российского рынка медиаизмерений
blank
blank

ФАС хочет плотнее контролировать соцсети и поисковики, а не только маркетплейсы и агрегаторы

ФАС хочет плотнее контролировать соцсети и поисковики, а не только маркетплейсы и агрегаторы

Федеральная антимонопольная служба хочет разработать отдельный законопроект для регулирования соцсетей и поисковиков. Ранее Госдумой в первом чтении были приняты изменения в закон «О защите конкуренции», касающиеся маркетплейсов и агрегаторов. Нововведения ФАС предполагают меры борьбы со злоупотреблениями цифровых гигантов. За нарушение им будет грозить крупные штрафы. Эксперты считают предложение ФАС избыточным.

ФАС предлагает включить регулирование соцсетей и поисковиков в так называемый пятый антимонопольный пакет. Цель инициативы — предотвращение монополизации рынка онлайн-платформ. Первоначальная версия проекта поправок к закону «О защите конкуренции», регламентирующая работу маркетплейсов и агрегаторов, правительство внесло в Госдуму летом 2022 года, а в ноябре поправки были приняты в первом чтении.

Поправками «предлагается распространить устанавливаемое законопроектом регулирование на цифровые платформы, включая социальные сети и поисковые системы, доступ к которым в течение суток составляет более 100 000 пользователей в сети „Интернет“, — говорится в письме регулятора. В ФАС полагают, что предлагаемые изменения в закон помогут исключению „дискриминационного подхода к регулированию цифровых платформ“, сообщают „Ведомости“.

В ходе обсуждения поправок, прошедших в конце декабря, ФАС было дано поручение совместно с Банком России и другими ведомствами и госструктурами до 20 апреля 2023 года проработать вопрос регулирования соцсетей «в рамках подготовки отдельного законопроекта». В ФАС изданию подтвердили разработку отдельного законопроекта: «Регулирование соцсетей будет предусматриваться отдельным законопроектом после выработки итогового подхода».

Под предложенное ФАС регулирование могут попасть почти все крупные онлайн-платформы, которые, например с помощью размещения рекламы на своих площадках, также влияют на конкуренцию, говорит первый замминистра экономического развития Илья Торосов. По словам чиновника, сейчас дополнительно обсуждается вопрос посещаемости платформ, попадающих под ограничения. «Нужен анализ рынка, чтобы оценить адекватность критерия и включения в регулирование нетранзакционных площадок», — подытожил Торосов.

Принятие пятого антимонопольного пакета обсуждается последние несколько лет. В своем комментарии к законодательным изменениям ФАС предлагает «запретить различные формы злоупотреблений со стороны цифровых гигантов». Например, в новом законопроекте вводится понятие «сетевого эффекта» — влияние какой-либо платформы на общие условия обращения какого-либо товара или возможность устранения других участников рынка.

Гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что ФАС должно учитывать сетевой эффект при анализе рынка, и если регулятор увидит его присутствие, то он получит возможность активно штрафовать платформу, где будет обнаружено нарушение.

В тексте законопроекта, который был принят в первом чтении Госдумой, говорится, что его действие планируется распространить на платформы, удовлетворяющие двум критериям: объем сделок между сторонними продавцами и покупателями на них составляет свыше 35% от общего объема рынка таких сделок и их выручка за год составляет не менее 2 млрд руб. Ко второму чтению ФАС предложила вариативность: или оборот сделок платформы должен превышать 35% рынка, или же посещаемость платформы должна составлять более 100 000 пользователей в сутки. Критерий о выручке в 2 млрд рублей остался без изменений.

По оценке Бурмистрова, условию оборота свыше 35% сейчас в России соответствуют такие платформы, как «Авито», ЦИАН, Wildberries и OZON, а критерию посещаемости «Яндекс» и «ВКонтакте».

Если в той версии законопроекта, которая была принята в первом чтении, регулирование распространялось только на ограниченное число маркетплейсов и агрегаторов (менее 10 компаний), то в предложенной ко второму чтению версии такое регулирование затронет уже десятки интернет-компаний — едва ли не весь топ-100 рекламных площадок страны, предупреждает директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. По его мнению, дополнительное регулирование соцсетей и поисковиков сейчас в принципе не нужно, «в повестке дня есть куда более серьезные задачи», резюмирует эксперт.

Автор: Артемий Шохор

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Теги:
Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок