Лидер Российского рынка медиаизмерений

ФАС решила смягчить рекламное законодательство для банков, букмекеров, фармы и алкоголя

ФАС решила  смягчить рекламное законодательство для банков, букмекеров, фармы и алкоголя

За некоторые нарушения в рекламе финансовых услуг, азартных игр, алкогольной продукции и лекарств будут не штрафовать сразу, а сначала предупреждать. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет либерализовать надзор за рекламным рынком — создать институт предупреждения.

За некоторые нарушения в рекламе финансовых услуг, азартных игр, алкогольной продукции и лекарств будут не штрафовать сразу, а сначала предупреждать о нарушении, давая участнику рекламого рынка шанс исправиться. Это главное из нового пакета поправок в закон «О рекламе», разработанных антимонопольным органом. Другими поправками ФАС окончательно выводит из-под определения рекламы объявления на классифайдах, органическую выдачу в поиске и любой продакт-плейсмент. Еще одна интересная деталь документа — смягчение правил радио- и телерекламы для российских виноделов, которое может привлечь этих рекламодателей в ночной эфир. ADPASS разбирался в грядущих изменениях в рекламном законодательстве.

Институт предупреждения: кого пожалел ФАС

ФАС предлагает создать институт предупреждения для игроков рекламного рынка. Согласно поправке, в ряде случаев антимонопольный орган сможет применять предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения законодательства о рекламе.

Некоторые добросовестные участники рекламного рынка, в частности малый и средний бизнес, допускают нарушения норм без умысла из-за «низкой правовой грамотности, а также отсутствия в штате юриста», сказано в пояснительной записке. Правда, из перечня нарушений, о которых будут сначала предупреждать, следует, что «низкой правовой грамотностью» обладают букмекеры, компании из фармацевтической, алкогольной отраслей и сферы финансовых услуг. Всем им предлагают дать шанс исправить ряд нарушений в рекламе без последствий в виде штрафов. По мнению ФАС, это поспособствует «экономической стабильности рекламного рынка … в условиях сложившейся экономической ситуации».

В случае каких нарушений ФАС будет сначала предупреждать:

  • отсутствие возрастной отметки в рекламе информационной продукции;
  • отсутствие необходимой информации в рекламе стимулирующих мероприятий и при дистанционной продаже товаров;
  • отсутствие необходимой информации в рекламе азартных игр;
  • отсутствие предупреждения о вреде алкогольной продукции;
  • отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний в рекламе лекарственных средств;
  • отсутствие необходимой информации в рекламе финансовых услуг.

В этих случаях предупреждение станет обязательной мерой. Без его вынесения и завершения срока его исполнения ФАС не сможет возбуждать дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Предупреждение будет выноситься единожды, подлежать обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, и должно будет выполняться не менее, чем через десять дней. Если компания проигнорирует предупреждение и/или не устранит нарушение, антимонопольный орган перейдет к классической схеме и возбудит дело о нарушении рекламного законодательства.

Про продакт-плейсмент

ФАС предлагает расширить понятие продакт-плейсмента — органичное упоминание бренда не будет считаться рекламным в любом продукте интеллектуальной деятельности, включая видеоконтент в интернете. Сейчас требования закона «О рекламе» не распространяются только на упоминания тех брендов, товаров и компаний, что «органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства».

Согласно пояснительной записке, изменение устранит правовую неопределенность, связанную, в частности, с публикуемыми в интернете видеороликами, которые «сами по себе не являются произведениями науки и искусства», а демонстрация какого-либо товара в них «зачастую не соответствует признакам критериям рекламы».

Про классифайды

Устоявшаяся позиция ФАС состоит в том, что объявления на классифайдах не являются рекламой. Теперь антимонопольный орган хочет закрепить это законодательно. Поправки выводят из-под понятия рекламы информацию о товарах и услугах, размещенных на агрегаторах объявлений.

В пояснительной записке уточняется, что «сайт-агрегаторы, например www.avito.ru, www.cian.ru, www.youla.ru, www.youdo.ru и т.д. содержат однородный перечень товаров и услуг, который отображается исходя из результатов обработки запросов пользователя». Указанная информация не является рекламой, поскольку не формирует интерес к какому-либо конкретному товару и преследует справочно-информационные цели, считают в ФАС.

Что еще не будет считаться рекламой

ФАС также выводит из-под действия закона «О рекламе» органические результаты поиска, информацию о товарах и услугах на официальных сайтах производителей, продавцов товаров и поставщиков услуг. В список также включены справочные, информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний, опросов общественного мнения), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Сейчас эти сегменты находятся в зоне правовой неопределенности, сказано в пояснительной записке ФАС к законопроекту.

В часности, про результаты поисковой выдачи ФАС поясняет, что перечень гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и прочие) не является рекламой потому, что выдача такого перечня — результат обработки поискового запроса пользователя, где однородная информация в результатах поискового запроса, размещенная среди таких же однородных сведений о различных товарах, не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.

Про рекламу российского вина

Рекламировать российское вино в ночное время на ТВ и на радио с 23:00 до 07:00 разрешили в 2014 году . Теперь ФАС уточняет требования к этой рекламе — длительность предупреждения о вреде чрезмерного употребления вина должно составлять не менее трех секунд на радио и не менее пяти секунд — на ТВ. В телерекламе предупреждению должно быть отведено не менее 10% площади кадра, в остальной рекламе — минимум 10% рекламной площади.

Предлагаемые поправки в части временного интервала вместе с отсутствием наказания за первое нарушение — рекламу вина без предупреждения о его вреде — являются существенным послаблением, говорит член «Деловой России» и Ассоциации юристов России Дмитрий Крючков. В действующей редакции закона «О рекламе» указания на минимальный временной промежуток появления плашки с предупреждением в телерекламе вина нет, только формулировка про 10% рекламной площади. По словам Дмитрия Крючкова, по факту это означает, что плашка о вреде чрезмерного употребления вина должна висеть все время рекламного ролика.

«После этих поправок ролик будет без плашки, она появится только в последние пять секунд. В принципе, можно запускать рекламу и без упоминания о вреде — если ФАС вынесет предупреждение, следующее размещение зайдет с другого юрлица», — считает юрист.

Возможно, что эти послабления наконец привлекут в ночной эфир российских виноделов. Как писал Sostav со ссылкой на исследование Traffic (входит в группу «Оккам»), сейчас они пользуются своим правом на продвижение ночью неохотно — из-за дороговизны телерекламы и неуверенности в наличии целевой аудитории.

Про рекламу на транспортных средствах

Согласно действующей редакции закона «О рекламе», чтобы разместиться на транспортном средстве, нужно заключать договор между его собственником (либо лицом, уполномоченным распоряжаться транспортом) и рекламодателем. При этом в сложившейся рыночной практике за размещением рекламы может обратиться лицо, не являющееся рекламодателем, условное рекламное агентство. Чтобы избежать правовой неопределенности, ФАС предлагает поменять формулировку — договор с собственником сможет заключать любое лицо.

Авторы: Анастасия Горшкова

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок