Год назад из-за пандемии российские компании вынуждены были экстренно перейти на удалённую работу. Сейчас ситуация с заболеваемостью Covid-19 стабилизируется, набирает обороты вакцинация — как на это реагируют крупные работодатели? «Секрет фирмы» опросил десятки компаний, чтобы узнать, собираются ли они возвращать людей в офисы.
Кто останется на удалёнке
От 20% до 25% российских компаний планируют сохранить удалённый режим работы для своих сотрудников даже при смягчении ограничений, показало мартовское исследование HeadHunter.
Связано это с тем, что работодатели в течение 2020 года неплохо вложились в организацию и отладку удалённых бизнес-процессов, добились от сотрудников приемлемой производительности труда, и теперь не готовы отказываться от этих достижений, говорится в исследовании.
Среди тех, кто намерен оставить почти всех сотрудников на удалёнке, подавляющее большинство представляют IT-компании, коммуникационные и digital-агентства, образовательные, консалтинговые, юридические фирмы и СМИ. То есть те, кто и до коронавируса могли работать вне стен офисов.
Aviasales теперь придерживаются формата remote first (приоритет удалённой работе. — Прим. «Секрета»). Это правило распространяется даже на свежие вакансии, если удалённый формат удобен для кандидата.
«Мы хотим, чтобы люди сами выбирали, как им комфортно работать. Нет разницы, где ты находишься, если занимаешься тем, что любишь», — сказали в компании. Стоит отметить, что и до локдауна сотрудники Aviasales могли работать на удалёнке два месяца в году, а СЕО компании Макс Крайнов восемь лет руководил компанией удалённо.
Skillbox продолжит работать в удалённом режиме как минимум до лета 2021 года. «Далее будем смотреть по ситуации», — уточнили в пресс-службе онлайн-университета.
Webinar Group в 2020 году перевёл на дистант больше 90% сотрудников. Кроме того, компания активно расширяла штат и практиковала онлайн-рекрутинг. Возвращать в офис всех сотрудников фирма не планирует — только тех, кто хочет этого сам.
Unilever в России, Украине и Беларуси продолжает работать в дистанционном формате. Официальных решений, обязывающих сотрудников выйти в офисы, в компании не принималось, уточнили в пресс-службе.
REG.RU ещё в начале пандемии перевёл на удалённую работу 90% персонала. Пока речи о полном возвращении в офис не идёт, хотя в компании отмечают, что дистанционный формат не всегда сказывается на эффективности положительно. Рассматривать вопрос о полном возвращении на рабочие места компания будет готова, когда количество заболевших начнёт существенно снижаться.
COREX Logistics пробовала удалёнку ещё до пандемии, но именно карантин сподвиг компанию окончательно перейти на этот режим. «Первый заход восемь лет назад был не совсем удачный: народ перестал ходить в офис, начал пить или заниматься собой. Мы вернули всех в офис и сделали выводы из этой истории, — рассказывает CEO COREX Logistics Андрей Тараканов. — В пандемию мы вошли, уже имея опыт в этом вопросе и понимая, что пандемия — это надолго, и были морально совершенствовать формат работы. Спустя год могу резюмировать: когда пандемия закончится, мы продолжим работать на удалёнке».
Кто осваивает гибридную модель
Большинство представителей крупного российского бизнеса проявили в вопросе перспектив удалёнки осторожность, избрав для себя те или иные варианты гибридной занятости (когда офис и удалёнка совмещаются).
Такая позиция согласуется и с настроениями работников. Опрос, проведённый по заказу компании Cisco в конце 2020 года, показал, что 79% россиян хотели бы перейти на гибридную занятость.
«Люди стали больше времени проводить с семьями и лучше себя чувствовать просто потому, что больше не тратят по 2–3 часа в день на дорогу до офиса и обратно, — говорит эксперт в области делового администрирования Бинямин Биняминов. — Но примерно у трети работников так и не получилось организовать дома полноценное рабочее место. Позволить же себе регулярное посещение коворкингов могут далеко не все, да и за пределами двух столиц такие объекты всё ещё редкость».
Mail.ru Group. Гендиректор интернет-холдинга Борис Добродеев, выступая на Гайдаровском форуме, заявил о том, что компания перейдёт на гибридную модель. По его словам, результаты внутреннего опроса персонала показали, что за такой формат работы выступает большинство сотрудников (65%).
В интернет-холдинге уточнили «Секрету», что тестируют несколько пилотов гибридного офиса в разных командах, от технических до творческих. Первый вариант — это чётко зафиксированные графики с выходом в офис несколько дней неделю. Второй вариант — работа в режиме коворкинга, когда сотрудник приходить в офис по желанию. Третий вариант предполагает обязательное посещение сотрудниками офиса, но не каждый день.
«ВКонтакте» тоже тестирует разные форматы работы, в том числе гибридный. Также прорабатывалась идея с универсальными рабочими местами, которые не закреплены за кем-то одним, а бронируются ровно на тот день, когда сотрудник планирует прийти в офис. Но эксперимент пришлось свернуть из-за второй волны заболеваемости коронавирусной инфекцией. «Так как ситуация с пандемией всё ещё нестабильна, мы не торопимся принимать финальное решение о формате работы. Так что продолжаем держать руку на пульсе», — сообщили в пресс-службе.
«Циан». С апреля 2021 года компания сокращает часть площадей московского и питерского офисов и официально переходит на гибридную модель.
«Ростелеком» анализировал форматы дистанционной работы и опрашивал сотрудников, чтобы выявить их предпочтения по формату работы после пандемии. Это и определило самый удобный вариант — комбинированный. На нём компания останется после пандемии: часть времени сотрудники будут удалённо работать из дома, а для определённых категорий сотрудников предусмотрят индивидуальные графики.
Rambler Group. Пока действуют ограничения Роспотребнадзора, медиахолдинг работает в гибридном формате: сотрудники посещают офис по сменному графику — 2–3 раза в неделю. «Опытные и слаженные команды могут работать из дома, — рассказала директор по персоналу и внутренним сервисам Анна Паршина. — В офис приезжают те, кому требуются офлайн-встречи или личное общение. Также во время пандемии в Rambler Group появилось много новых сотрудников, которым необходимо вливаться в коллектив, — сделать это удалённо сложно».
QIWI. «Оптимальным вариантом в ближайшем будущем мы видим гибридный формат, — рассказала заместитель гендиректора Мария Шевченко. — Он позволит эффективнее использовать офисное пространство, учитывая пожелания команд и обеспечивая их безопасность и здоровье на рабочих местах».
Gett. В компании сообщили, что удалёнка всегда была частью работы компании и пандемия показала, что многие люди гораздо лучше работают из дома. Несмотря на это, гендиректор Анатолий Сморгонский считает, что полный отказ от офисов сильно переоценён. Для сотрудников, которые хотят работать в офисе, оставили возможность бронировать место через систему букинга. После пандемии компания планирует оставаться в таких же гибридных условиях.
Wildberries тестировали гибкий подход к рабочему графику сотрудников и экспериментировали с различными форматами дистанционной работы ещё до пандемии. Сейчас сотрудники работают из дома, а поездки в офис предусмотрены в случае служебной необходимости — например для переговоров, встреч с контрагентами или работы с документами.
AliExpress Россия перешла на гибридную модель работы. Сотрудники компании пользуются офисом несколько раз в неделю для проведения встреч. В компании отмечают, что электронная коммерция — это особенная среда, где сотрудникам необходимо периодически встречаться, чтобы не упустить что-то важное.
Finn Flare. «У нас уже сложился костяк специалистов, которые постоянно ездят в офис, в большинстве своём это люди со сформированным иммунитетом к Covid-19. В обозримой перспективе к ним может добавиться только небольшая часть сотрудников, которые сделают прививки. Остальные специалисты продолжат работать из дома», — рассказала генеральный директор компании Ксения Рясова.
ПЭК в период пандемии в общей сложности перевела на удалёнку порядка 40% офисного персонала. Сейчас в ПЭК действует гибридный формат работы. Так, некоторые категории персонала работают дистанционно, если их постоянное присутствие на рабочем месте не остро необходимо.
«Совтрансавто». Вне зависимости от эпидемиологической ситуации от 20% до 30% сотрудников компании постоянно будут находиться на удалёнке.
СДЭК также ориентируется на гибридный формат работы. «Пока ни компания, ни собственники, ни, более того, сама отрасль ещё не готовы к тому, чтобы полностью отказаться от личного взаимодействия с коллегами, — уверена руководитель отдела корпоративной культуры Наталия Сальникова. — Фактически часть задач не может решаться без личного командного взаимодействия здесь и сейчас. К сожалению, мессенджеры и приложения для видеоконференций такой возможности не дают».
AstraZeneca. Пока в компании нет финального решения, как она будет работать после пандемии, но, по словам директора по управлению персоналом AstraZeneca в России и Евразии Алины Манцевой, в компании видят особую ценность в полноценной работе из офиса — так сотрудники ощущают большую поддержку и командный дух, при этом все понимают, что есть также большая часть административной работы, которую можно качественно выполнять удалённо. «Очевидно, что идеальным будущим решением может стать гибридный формат работы, который будет поддерживать эффективность и оптимальность рабочих процессов, с одной стороны, и культуру высоких достижений — с другой» — отметила Манцева.
«Электрощит Самара» проводил опросы, чтобы уточнить удобный формат работы у сотрудников. Более трети респондентов высказались за комбинированный режим и после снятия ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Но специфика работы завода такова, что лишь пятая часть сотрудников могут выполнять свои рабочие задачи дистанционно и периодическое очное присутствие на площадках компании необходимо буквально каждому сотруднику. Работу в комбинированном режиме компания планирует продолжить и после снятия режима пандемии.
«Цифра» «Полностью удалённо мы работать не можем: основная команда работает не только в офисах, но и на производственных площадках клиентов, — говорит HR-директор Валерия Миненкова. — Есть потребность в “живых” встречах команд, иногда нужно заехать в офис за документами, часть процессов происходят вживую в офисах. То есть нам подходит гибридный формат работы».
Райффайзенбанк дал сотрудникам свободу самостоятельно регулировать режим своей работы. «Мы ввели гибридный режим работы для 5500 из почти 9000 сотрудников банка в 10 офисах в Москве, Омске, Ярославле и Коломне. Кроме того, мы дали возможность полностью удалённой работы и адаптировали нашу инфраструктуру так, чтобы нанимать людей в полностью дистанционном формате, включая оформление документов и передачу корпоративного оборудования. Теперь в нашу команду легко может попасть человек из другого города или даже страны», — рассказал управляющий директор по работе с персоналом Владимир Химаныч.
МКБ планирует перейти на новую операционную модель после снятия всех коронавирусных ограничений. Менеджмент банка предполагает, что вне стен офисов выполнять свои должностные обязанности будут как минимум 30% сотрудников.
Банк Точка только недавно начал пускать сотрудников в офисы — с соответствующими мерами предосторожности. В конечном счёте банк рассчитывает прийти к гибридному режиму: в определённые дни сотрудникам нужно будет быть в офисе, а в остальное время — на усмотрение сотрудников, сообщила сооснователь банка Яна Ганник.
РГС Банк «разрабатывает решение» о частичном переводе сотрудников на постоянную удалённую работу и после окончания пандемии, сказала директор по работе с людьми Екатерина Григорьева. «Мы планируем, что до 50% сотрудников головного офиса останутся на дистанционном формате работы на постоянной основе, а ещё 50% сотрудников вернутся в офис в гибридном или ежедневном форматах, — сообщила она. — В нашем офисе будут организованы отдельные зоны для совместной работы и hot desks с возможностью их бронирования при посещении офиса сотрудниками, работающими полностью удалённо без выделенных рабочих мест в офисе».
Кто вернётся в офисы
Особняком в новой коронавирусной реальности держатся представители энергетического сектора российской экономики. Но есть в числе «возвращенцев» и флагманы IT-индустрии.
«Газпром» с марта возвращает всех сотрудников с удалёнки на рабочие места, выяснил «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Головная компания и её дочки активно вакцинируют персонал, чтобы постепенно вернуться к привычному режиму.
«Лукойл» прекратил режим дистанционной работы для всех категорий сотрудников ещё 8 февраля.
«Транснефть» заявила, что возвращает персонал на стационарные рабочие места по мере вакцинирования. По состоянию на 28 февраля на удалёнке в группе осталось не более 15% работников.
«Роснефть» тоже планирует до конца марта привить всех своих сотрудников, кроме тех, кому вакцинация противопоказана по медицинским соображениям, о чём глава нефтедобывающей компании Игорь Сечин доложил главе государства ещё в середине февраля, попросив при этом Минздрав зарезервировать для «Роснефти» около 600 000 доз вакцин.
«Ростех». Во время карантина госкорпорация перевела на удалённую работу 60% сотрудников. Сегодня сотрудники вернулись на рабочие места. Комбинированный режим работы, позволяющий чередовать очный формат и удалёнку, введён только для определённых категорий работников.
«Яндекс». 5 апреля большинство сотрудников компании переходят на офисный режим работы, рассказал «Секрету» источник в компании. При этом один день в неделю разрешается работать из дома. Если больше — это будет считаться удалёнкой. Перешедшие на дистанционную работу лишатся закреплённого рабочего места и доплат за питание. Пресс-служба компании на момент публикации не ответила редакции.
Ни для одной из компаний удалёнка — не самоцель. Но если такой режим работы сохраняет эффективность труда и позволяет хорошо экономить на офисных расходах, — для сотрудников полностью или частично сохранят дистанционную занятость, вне зависимости от показателей заболеваемости. Полностью же отказались от удалёнки только те компании, которых она не устраивала изначально, поскольку присутствие сотрудников на рабочих местах — производственная необходимость.
Автор: Ксения Никитина
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.