Госдума приняла ряд законов, регулирующих интернет-отрасль
Государственная дума на пленарном заседании в среду приняла ряд законов, касающихся интернет-компаний и онлайн-платформ, осуществляющих свою деятельность на территории России. Какие нововведения ждут отрасль — в материале «Газеты.Ru».
Блокировка за цензуру
Госдума приняла закон о блокировке крупных зарубежных интернет-платформ за цензуру российских СМИ. Авторами инициативы, которая была внесена 19 ноября, стали председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и его заместители Максим Кудрявцев, Александр Ющенко и Сергей Боярский.
«Не нужно извращать до тезиса, что кто-то собирается запретить YouTube, Facebook или другие иностранные площадки», — приводит слова Хинштейна пресс-служба профильного комитета.
Согласно тексту закона, Роскомнадзор получает право полностью или частично блокировать интернет-ресурсы, ограничивающие значимую информацию на территории РФ по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении России или россиян.
Также отмечено, что блокировка будет грозить сайтам в том числе за «дискриминацию в отношении материалов российских средств массовой информации».
В пояснительной записке указано, что актуальность данного законопроекта обусловлена «многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан Российской Федерации к информации российских СМИ со стороны отдельных интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации».
«Так, с апреля 2020 года уполномоченные органы Российской Федерации фиксируют поступление жалоб от редакций средств массовой информации о фактах цензурирования их аккаунтов со стороны иностранных интернет-площадок Twitter, Facebook и YouTube. Цензуре подверглись такие средства массовой информации, как Russia Today, РИА Новости, Крым 24. Всего зафиксировано порядка 20 фактов дискриминации», — говорится в документе.
В ноябре в интервью телеканалу «Россия-24» Александр Хинштейн выразил надежду на то, что закон «не приведет к тотальной блокировке YouTube на территории Российской Федерации», однако документ «теоретически такое право дает». Он добавил, что рассчитывает «на бережное и аккуратное» применение закона, уточнив, что его инициатива не является «дубиной».
Поиски запрещенного контента
Еще один законопроект, принятый в среду Госдумой, вводит в российское законодательство определение «социальная сеть». Теперь, если интернет-ресурс «предназначен и (или) используется его пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации», а его ежесуточная аудитория превышает 500 тыс. человек, находящихся на территории Российской Федерации, то он будет признан социальной сетью и внесен в соответствующий реестр Роскомнадзора.
Сайты, попавшие в перечень надзорного органа, с 1 февраля 2021 года будут обязаны самостоятельно выявлять и блокировать контент, противоречащий законодательству РФ.
К нему относятся детская порнография, информация, склоняющая к самоубийству, данные о способах изготовления и применения наркотиков, реклама азартных игр и алкоголя и т.д. Помимо прочего, социальные сети должны отслеживать и оперативно удалять призывы к массовым беспорядкам и экстремизму, а также комментарии, содержащие в себе «явное неуважение» к обществу, государству и Конституции РФ.
Как ранее рассказал «Газете.Ru» один из авторов поправки Сергей Боярский, ее основной смысл заключается в том, чтобы социальные сети активно включились в очищение своего пространства от информации, запрещенной к распространению в РФ. По его словам, пока механизм мониторинга запрещенной информации существует только внутри социальных сетей, будучи прописанным в политике компании, но со следующего года он будет регулироваться федеральным законом.
Также определение «социальная сеть» наконец будет «описано юридическим языком».
Многомиллионные штрафы
Кроме того, 23 декабря Госдумой был принят законопроект о крупных штрафах для владельцев онлайн-платформ, отказывающихся удалять запрещенную к распространению в РФ информацию.
Авторами данной инициативы выступили депутаты Александр Хинштейн и Сергей Боярский.
Как следует из пояснительной записки, «провайдеры хостинга, владельцы сайтов, владельцы информационных ресурсов в сети Интернет обязаны предпринимать меры по ограничению доступа и (или) удалению информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».
Однако ответственности за неисполнение таких требований как физическими, так и юридическими лицами в законодательстве не было.
«Из представленной Роскомнадзором статистики следует, что зачастую требования законодательства нарушаются крупными интернет-ресурсами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации. Так, с интернет-ресурса YouTube, вопреки требованиям Роскомнадзора, к апрелю 2020 года не удалено 10 482 страницы URL с запрещенной информацией, с ресурса Twitter — 1 462 URL, с ресурса Instagram — 1 435 URL, с Facebook — 362 URL», — говорится в документе.
Теперь отказ от удаления запрещенного контента будет караться штрафами для граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 200 до 400 тысяч рублей; для юридических лиц — от 800 тысяч до 4 млн рублей. За повторное нарушение сумма взыскания может быть увеличена до 8 млн рублей.
Если речь идет об отсутствии реакции на требования об удалении призывов к экстремизму, порнографии с участием несовершеннолетних, а также данных о способах приобретения, изготовления или использования наркотических веществ, то ответственность будет более серьезной.
В этом случае штраф для граждан составит от 100 до 200 тысяч рублей; для должностных лиц — от 400 до 800 тысяч рублей; для юридических лиц — от 3 до 8 млн рублей.
Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 500 тысяч рублей; на должностных лиц — от 800 тысяч до 1 млн рублей; на юридических лиц — от 8 до 15 млн рублей.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.