Лидер Российского рынка медиаизмерений

Хороший год. Пиарщики рассказали, как у них прошел 2021 год, и чего они опасаются в будущем

Пиарщики рассказали, как у них прошел 2021 год

Измерив среднюю температуру по отрасли, рады сообщить, что уходящий год в основном радовал пиарщиков. Они разрабатывали стратегии, старались привнести человечность в коммуникации, отрабатывали большие и мелкие инфоповоды. Опрошенные недоумевают по поводу ценообразования, опасаются, что стратегия окажется неактуальной и борются с предубеждениями публики. В кои-то веки новогодние надежды оправдались – это действительно был хороший год.

Сергей Пархоменко, управляющий партнёр коммуникационного агентства «Идеи и Решения»: 

– Однозначно, 2021 год сложился для нас удачнее по сравнению с двадцатым. Во-первых, проснулся бизнес. Наши клиенты – крупные и средние компании, от их активности зависит и наша работа. Примечательно, что бизнес заинтересовался новыми способами коммуникаций с аудиторией.

Отчасти это связано с тем, что за время пандемии сильно изменился информационный ландшафт, многие каналы просто потеряли актуальность, например, классические оффлайн-коммуникации. Те представители бизнеса, которые до сих пор были сфокусированы на оффлайне, были вынуждены, наконец, поменять свой маркетинг-микс. У многих появилось понимание важности разработки эффективных стратегий. С января 2021 года мы наблюдали огромный рост запросов на исследования, разработку комплексных стратегий и их дальнейшую реализацию. Подобный всплеск на исследования я наблюдал десять лет назад, в 2005—2007 годах.

В этом году мы выросли и по количеству заказов, и по объему выручки достигли результатов выше 2019 года, то есть, смогли не только вернуться к допандеймийным результатам, но и превысить их.

Не обошлось и без сложностей. Одна из существенных проблем – рост цен и дефицит некоторых продуктов и ресурсов, как материальных, так и человеческих: повышение цен на энергоносители, строительные материалы, инженерные позиции, а также дефицит в HR-сфере. Демографическая яма и «пылесос» в виде государства, которые буквально начали выкачивать специалистов, привели к тому, что мы вынуждены с нуля обучать десятки работников.

Еще один неочевидный минус уходящего года – пролонгированное время реализации многих проектов. За время пандемии и самоизоляции у специалистов снизился рабочий темп, и только сейчас люди стараются вернуться к доковидному ритму работы. Например, многие международные компании до сих работают на удаленке, и мы явно чувствуем торможение принятия управленческих решений. Но как, показывает уходящий год, все трудности преодолимы и не мешают росту агентства.

В новом году мы видим для себя уже ставшую привычной угрозу в виде блокировки популярных зарубежных социальных сетей (Instagram, Facebook) в случае если они не выполнят требований российского законодательства. В таком случае нам предстоит очередная пертурбация информационного поля, а значит, предстоит интенсивная работа с клиентами и поиск альтернатив, чтобы компенсировать возникшие пробелы в коммуникационных каналах, но, думаю, что мы с этим справимся. За годы работы мы привыкли к радикальным переменам, поэтому, несмотря на риск форс-мажорных обстоятельств, с оптимизмом смотрим в следующий год.

Екатерина Пикерсгиль, генеральный директор коммуникационного агентства Win2Win Communications:

— 2021 год определенно был лучше! Если в прошлом году мы только учились жить в новой реальности, то в 2021 окончательно адаптировались, умеем крепко стоять на почве, постоянно меняющейся под ногами. Всегда считала, что агентский бизнес гибкий, но именно в 2021 году поняла, насколько – в плане формирования рабочих команд, организации бизнес-процессов, скорости реагирования, принятия решений.

Точкой стабильности, которая компенсирует непредсказуемость, стала команда. Именно благодаря команде Win2Win год получился успешным. Выручка агентства выросла почти в два раза. Для нас особенно важны кампании с социальным уклоном, которых в этом году было немало. Так, вместе с GSK мы провели коммуникационную кампанию по повышению осведомленности о ветряной оспе, совместно с TLC запустили #ПодружескийЧекап и призвали пройти профилактический скрининг, чтобы защититься от рака груди. Мы также обеспечили поддержку «Экочемпионов» для Cartoon Network, а прямо сейчас идет кампания #ДеменцияНеСтарость для социального проекта МЕМИНИ. Были и большие комплексные digital-кампании.

Сложности у нас примерно такие же, как и у всех – неожиданная отмена проектов, урезание бюджетов, постоплатная система. Все это – издержки работы в условиях пандемии и в агентском бизнесе в целом, и мы научились с ними справляться. Если говорить о планах на будущее, то в первую очередь мы намерены вкладываться в команду, нашу главную точку стабильности. Будем развивать внутренние образовательные проекты, направленные на развитие как прямых профессиональных навыков, так и soft skills. Продолжится и систематизация рабочих процессов, которую мы запустили в этом году.

Станислав Грушевский, PR-консультант, член Российской ассоциации по связям с общественностью: 

– Ситуация с PR – это как средняя температура по отрасли. Так исторически получилось, что существенная часть моей занятости — это проекты, связанные с оффлайном, в том числе event-рынок. В этом плане 2021 год был, конечно, спокойнее. Если в начале прошлого года были договоренности по PR-сопровождению крупных событий (которые благополучно схлопнулись из-за пандемии), то в этом году таких разговоров не было изначально 🙂

Зато появилось много небольших оффлайн-событий или IT-проектов, которые в пандемию выросли и которым потребовались закрыть задачи по PR. То на то вполне компенсировалось, даже с небольшим плюсом.

Недоумение года — это вопрос ценообразования. Речь и про тендеры на сумму в пару млн рублей, субподрядчик которых выполняет большую часть за несколько сотен тысяч. Или, например, про стоимость спецпроектов в СМИ, которые в момент выросли в несколько раз. С одной стороны, понятно, но удивляться от этого не перестаешь.

В этом году закрыл личный гештальт — выпустил книгу про PR в b2b. К февралю собрал деньги на нее с помощью краудфандинга, весну посвятил подготовке и выпустил ближе к лету. Подарил родителям — теперь хоть лучше понимают, чем занимаюсь.

Юлия Шелыгина, Директор по маркетинговым коммуникациям iConText Group:

— Все познается в сравнении. После того, как мы пережили 2020 год, сложно представить, что у кого-то 2021 год был хуже. Для меня самое главное позитивное изменение — это то, что в PR вернулась личная коммуникация. Встречи в офлайне и мероприятия создают потрясающую синергию. И это прекрасно, ведь крутые идеи приходят именно при живом общении. Без летучек по зуму и мероприятий в онлайне работа становится продуктивнее и приятнее!

Главная сложность — необходимость выбирать из плеяды возможных активностей. Количество интересных отраслевых мероприятий зашкаливает, и решить, куда стоит пойти, не так просто. Рынок перенасыщен проектами, и все стараются реализовать их как можно быстрее. Поэтому можно пропустить хорошие примеры.

Опасаемся, что PR-стратегия, которую мы разрабатываем сейчас, станет неактуальна. Не хочется пережить повторение 2020. Не хотелось бы вновь менять стратегию на лету, затрачивая уйму времени и нервных клеток. Нестабильность в мире с новыми штаммами неприятна и приносит дискомфорт, но паниковать некогда!

Яна Гаранько, Head of Media Relations, Semrush:

— В пиаре мы не разделяем года на «плохие» и «хорошие», так это не работает. Всё зависит от профессионализма, фантазии при создании инфоповода и его правильной подачи. 2021 год был переполнен новостями о технологиях и технологических IPO, о существенных изменениях в сфере маркетинга и в работе социальных сетей.

В таком насыщенном информационном потоке нужно иметь смелость и прилагать немалые усилия, чтобы не потеряться в новостной ленте, поэтому важно создавать действительно вовлекающие кампании. У Semrush, кажется, получилось: в 2021 году мы вышли на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. В нашем секторе не так много публичных компаний, тем более с основателями из России.

Главная трудность этого года — найти ответ на вопрос, как придать рекламным кампаниям больше человечности, заботы, внимания к людям и их потребностям. Во время пандемии нам как никогда не хватает живого общения, и задача пиар-служб — попробовать благодаря своей работе его восполнить или хотя бы показать, как компании помогают пережить сложные времена. Вспомним последние кампании IKEA («Оставайтесь дома»), Uber («Спасибо, что не ездите») и многие другие: отличные примеры, как бизнес сделал качественный контент, держался на вершине новостных поводов и позаботился о чувствах людей.

Хочется надеяться, что в наших силах построить коммуникацию так, чтобы суметь донести до людей важность не только физического, но и ментального здоровья: да, было непросто, но вместе мы всё сможем. И у нас есть масса возможностей и большое поле для экспериментов — так давайте пробовать!

Михаил Даньшин, PR-директор BetBoom:

— Для спортивной отрасли 2021 год ознаменовался, прежде всего, возвращением крупных спортивных событий – прошли перенесенные Олимпийские игры в Токио, чемпионат Европы по футболу, который впервые прошел в одиннадцати странах. Спорт, несмотря на оставшиеся ограничения, приспособился к эпохе пандемии.

Были и сложные вызовы – широкая аудитория воспринимает негатив к спорту (например, допинговые скандалы) и переносит его на смежные отрасли, в том числе, букмекерскую. Мы надеемся изменить отношение к букмекерской отрасли, чтобы люди воспринимали ставки не как способ заработка, а как хобби.

Процент таких людей растет с каждым годом, но этому процессу мешают недобросовестные «игроки» – капперы, продавцы договорных матчей в социальных сетях, которые обещают баснословные прибыли на беттинге. Для нас, как букмекеров, это странно: ставки похожи на коллекционирование. Можно собрать альбом с редкими марками, возможно даже продать его дороже, чем приобрел каждую из марок по отдельности. Но для большинства филателистов важен процесс. Это хобби, а не бизнес.

В следующем году мы планируем масштабный спецпроект, который донесет широкой аудитории принципы ответственной игры: не отыгрывайся, не рискуй крупной суммой денег, не забывай о ментальном здоровье.

Опрос подготовила редактор Mediabitch Александра Колпакова

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок