Лидер Российского рынка медиаизмерений

Информационным СМИ предсказали скорое вымирание

Информационным СМИ предсказали скорое вымирание

ВЗаинтересовать рекламодателей становится все труднее, поток трафика из соцсетей почти иссяк, читатели выгорели от негативных новостей, доверяют журналистам все меньше и при обилии бесплатных альтернатив не готовы платить за информационный контент. В ближайшие годы новостным медиа придется кардинально пересмотреть отношения с аудиторией и бизнес-модели. Или просто смириться с неизбежным.

«Конец эры СМИ»

Ведущее британское издание о медиаиндустрии Press Gazette опубликовало последние данные о сокращениях в отрасли новостных медиа. За весь прошлый год в США, Великобритании и Канаде потеряли работу не менее 8000 журналистов и других сотрудников СМИ (при этом новых рабочих мест было создано всего 360), а с января 2024 года новостные медиа в этих странах уволили или анонсировали увольнения более чем 2140 человек. Цифра включает только крупные и средние издания, при этом некоторые увольняют до четверти штата.

Информационным СМИ предсказали скорое вымирание

Среди СМИ, вынужденных прибегнуть к сокращениям из-за падения доходов: CNN, CBS, NBC, Wall Street Journal, The Times, LA Times, Forbes, The Daily Mail, Evening Standard, Business Insider, Buzzfeed, а также техноблоги TechCrunch и Engadget. Американское онлайн-издание Axios 6 августа объявило о сокращении штата на 10% — это около 50 рабочих мест. Закрылись журнал Sports Illustrated, легендарный сайт о музыке Pitchfork и британская версия Reader’s Digest.

Медиаконсультант Мэтью Голдштейн: «Издатели, готовьтесь — это будет безумная поездка. В будущем это может закончиться вымиранием».

По мнению другого медиааналитика, Брайана Морисси, мы становимся свидетелями конца эры СМИ. Индустрия, сказал он New Yorker, сожмется, а многие крупные медиабренды станут лишь фасадом для более прибыльного бизнеса — организации мероприятий и конференций, консалтинга, электронной коммерции и спонсорского контента.

Конечно, это не значит, что вся новостная журналистика исчезнет. Вряд ли что-то угрожает крупным медиа с относительно состоятельной аудиторией, продолжат существовать и государственные вещатели, а также национальные новостные каналы, существующие за счет доходов развлекательных подразделений медиахолдингов.

Однако разнообразие СМИ — а, значит, и точек зрения — точно будет снижаться. По данным исследования Global Project Oasis, в последние два года резко упало число выходящих на рынок новых информационных онлайн-изданий (данные по США, Европе и Латинской Америке): с 205 в 2021 году до 81 в 2022-м и 37 в 2023-м.

Виноваты рекламщики и соцсети

У кризиса, назревавшего уже давно, нет какой-то одной причины, но в конечно счете все сводится к деньгам: затраты растут, а доходы падают. По данным PwC, которые приводятся в ежегодном отчете Reuters Digital News Report, глобальные расходы на рекламу в газетах (включая онлайн-издания) сократились с $45,7 млрд в 2019 году до $33,3 млрд (прогноз) в 2024 году.

На это все большее число СМИ реагирует, делая доступ к большинству материалов на сайтах платным. Но только 17% респондентов в 20 развитых странах сообщили, что за последний год они хотя бы однажды платили за онлайн-новости, а 55% говорят, что не готовы платить ни при каких условиях. Самые высокие доли платящей аудитории в странах Северной Европы — Норвегии (40%) и Швеции (31%), самые низкие — в Японии (9%) и Великобритании (8%). При этом больше всего подписок приходится на несколько престижных национальных брендов, что усугубляет ситуацию для небольших СМИ.

Огромный вклад в проблемы новостных медиа вносят конкурирующие с ними за внимание людей цифровые платформы, еще не так давно охотно делившиеся трафиком с онлайн-изданиями.

В мировом масштабе социальные сети стали главным источником новостей для 29% опрошенных Reuters Institute респондентов. 25% чаще всего находят новости интернет-поиском и только 22% предпочитают заходить на сайты СМИ или в их приложения. Последний показатель с 2018 года снизился более чем на четверть.

Информационным СМИ предсказали скорое вымирание

Данные из Reuters Digital News Report

Цифровые платформы все чаще вообще скрывают новости от пользователей, понижая их приоритет в алгоритмических лентах. Все для большего числа людей, особенно молодежи, место СМИ занимают политические комментаторы и инфлюенсеры, выкладывающие свои материалы в социальных сетях и YouTube. Основным каналом потребления новостных видео являются онлайн-платформы (72% опрошенных), а не сайты издателей (22%), что делает монетизацию СМИ такого контента проблематичной. Согласно опросу Pew Research Center за 2023 год, в США 32% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет регулярно получают новости через TikTok.

Не верят и игнорируют

Все больше людей в разных странах намеренно избегают СМИ. Они считают, что у них нет на это времени, не видят смысла в таком потреблении информации, считают, что новости их не касаются или портят настроение, либо не доверяют журналистам.

Около четырех из десяти респондентов (39%) в опросе, проведенном Reuters Institute в 2023 году, заявили, что иногда или часто сознательно ограждают себя от новостей — это на 3 процентных пункта больше по сравнению с предыдущим годом. Они ссылаются на огромный поток негатива о конфликтах на Украине и Ближнем Востоке или говорят, что новостей просто стало слишком много.

По мнению авторов Reuters Digital News Report, издателям стоит пересмотреть соотношение новостных и аналитических материалов в пользу последних, а также чаще браться за истории, внушающие оптимизм.

Падение доверия к журналистике продолжается. Только 32% американцев в опросе, проведенном Gallup осенью прошлого года, заявили, что доверяют СМИ в значительной или умеренной степени — это минимум, зафиксированный исследовательской фирмой. Еще 29% населения США испытывают «недостаточное доверие» к СМИ, а 39% заявили, что вообще им не доверяют. Последняя цифра — исторический рекорд. В среднем по миру (сведения Reuters Institute) доля доверяющих немного больше — 40%. Из демократических стран выше всего она в Финляндии (69%), а ниже всего (по 23%) — в Венгрии и Греции, где на СМИ сильно влияют правительства и крупный бизнес.

Информационным СМИ предсказали скорое вымирание

Такая ситуация ускоряет падение доходов не только из-за сокращения аудитории: бренды понимают, что недоверие читателя к новостям автоматически распространяется и на размещаемую рядом рекламу, из-за чего СМИ становится труднее привлечь рекламодателей.

Две стороны ИИ

Еще одна причина растущего недоверия к медиа — внедрение искусственного интеллекта, который у массовой аудитории все чаще ассоциируется с фейковыми изображениями, аудиозаписями и ошибками-«галлюцинациями» в текстах. Но СМИ не могут игнорировать эту технологию, так как она помогает сократить издержки.

В исследовании Всемирной ассоциации издателей новостей (WAN-IFRA) 87% опрошенных топ-менеджеров СМИ назвали ИИ в числе наиболее приоритетных для инвестиций областей. Так, многие медиа уже генерируют при помощи ИИ блок с «ключевыми моментами», размещаемый над текстом и увеличивающий вовлеченность. Для одного из немецких изданий бот пишет более 5% статей, а другие создают иллюстрации в Midjourney или Dall-E, чтобы не платить фотостокам.

Согласно опросу WAN-IFRA, чуть больше трети (34%) руководителей новостных медиа были «весьма оптимистичны» в отношении возможностей генеративного ИИ, 58% были «отчасти оптимистичны», и только 8% таких возможностей пока не видят.

С другой стороны, ИИ в ближайшие годы неизбежно начнет отнимать у СМИ аудиторию. Осваивая работу с чат-ботами, люди все чаще будут спрашивать их о новостях и все реже заходить на новостные сайты. Тем временем Google и другие поисковики начинают показывать над результатами поиска написанное ИИ краткое содержание статей, что лишает издания трафика и рекламных доходов. Разработчик ChatGPT, OpenAI, готов договариваться с издателями о плате за доступ к их контенту, но суммы невелики — даже крупным СМИ предлагают лишь несколько миллионов долларов в год, потерю трафика это не компенсирует.

Авторы: Николай Белый

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок