Лидер Российского рынка медиаизмерений

Использование AI в маркетинге: правовые аспекты

Использование AI в маркетинге: правовые аспекты

Маркетинг и технологии двигаются вперёд семимильными шагами. Ещё недавно искусственный интеллект (AI) казался чем-то из области фантастики, а сегодня он уже стал незаменимым инструментом успешных рекламных кампаний. Но, как и у любой революционной технологии, у AI есть свои правовые нюансы. Об этом Sostav рассказала руководитель юридического агентства Ation Law Полина Возиян.

Почему так важны правовые аспекты

AI в маркетинге открывает практически безграничные возможности для создания контента, персонализации рекламы и анализа данных. Вы можете использовать AI для генерации текстов, изображений, видео и звуков, точно соответствующих интересам вашей аудитории или клиента. Это позволяет значительно сократить время и затраты на создание материалов, повышая их эффективность.

Однако вместе с этими возможностями появляются и серьёзные правовые риски. Они включают споры, связанные с авторскими правами на контент, созданный нейросетями, и вопросы о правомерности использования данных. Эти риски могут привести к значительным финансовым потерям и, что еще более важно, нанести репутационные иски. Давайте разбираться.

Что говорит закон

  • В РФ — утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»). Это первый шаг, но он не решает основные вопросы.
  • В ЕС — в марте 2024 года был принят новый закон, направленный на регулирование использования AI. Главные акценты — прозрачность и информирование. Компании должны уведомлять своих клиентов о том, что используют ИИ.

Бизнесу важно уже сейчас заранее разрабатывать стратегии коммуникации, чтобы чётко и прозрачно доносить эту информацию до своих партнёров и клиентов.

А можно ли не уведомлять клиентов

Понятно, что не всегда хочется сообщать клиентам, что вы используете ИИ. Хотя обязательные требования к маркировке контента, созданного с помощью AI, пока отсутствуют, эта идея активно обсуждается среди законодателей и экспертов. Ни для кого ни секрет, что ИИ работает наиболее эффективно только в сочетании с человеческим вмешательством и грамотным промтом, так что клиенты могут оценить профессионализм, честность и инновационный подход компании.

Кто настоящий автор: вы или нейросеть

В России, как и в большинстве стран, объекты, созданные нейросетью, пока не считаются интеллектуальной собственностью. Авторским правом обладает только человек. Нейросеть не может быть автором, так как она не человек и создает объекты с помощью сложных алгоритмов и моделей машинного обучения, а не творческого процесса. Однако, например, в США Бюро по авторским правам начинает склоняться к тому, что если человек вносит значительный вклад в создание контента, используя AI как инструмент, такие произведения могут быть защищены авторским правом.

Разбор пользовательского соглашения MidJourney

Для примера рассмотрим пользовательское соглашение MidJourney — одного из популярных сервисов по созданию изображений с помощью AI.

Основные аспекты пользовательского соглашения MidJourney

Никаких гарантий: MidJourney предоставляет контент «как есть» без гарантий, поэтому все риски и ответственность за его использование полностью ложатся на пользователя.

Права на контент: вы владеете созданным контентом, но с некоторыми оговорками: если ваш бизнес зарабатывает более $ 1 млн в год, вам нужна подписка «Pro» или «Mega» для владения активами. Если вы улучшаете чужие изображения, права остаются за их создателями.

Права на то, что вы загружаете: вы даёте MidJourney бессрочную и бесплатную лицензию на использование и распространение вашего контента, даже если прекратите пользоваться сервисом.

Публичный доступ и режим Stealth: по умолчанию, ваши изображения и запросы, размещенные в MidJourney, доступны для просмотра и ремиксов другими пользователями. Вы даёте MidJourney право на это. Если у вас есть подписка «Pro» или «Mega» с функцией Stealth, MidJourney обязуется прилагать усилия, чтобы не публиковать ваши активы, созданные в режиме Stealth. Однако это не гарантирует полню конфиденциальность.

Что можно сделать бизнесу уже сейчас

Советовать бизнесу не использовать AI — это всё равно, что предложить вернуться к факсу и печатным машинкам. Но прыгать в этот мир с головой, игнорируя правовые нюансы, — тоже глупо. Вот как вы можете использовать AI уже сейчас, минимизируя риски.

Установите чёткие правила игры в отношениях с подрядчиками и сотрудниками:

  • Согласовывайте использование AI: обеспечьте, чтобы подрядчики всегда согласовывали с вами использование AI. Не забывайте, что ответственность перед клиентом за действия подрядчиков несет агентство.
  • Закрепите права на контент: зафиксируйте в договорах с подрядчиками, кто владеет правами на созданный AI-контент. В мире, где каждый день приносит новые правила игры, важно, чтобы ваша компания оставалась в главной роли. И помните, что подрядчики и сотрудники не живут в вакууме (особенно самые смышленые) и прекрасно понимают, что правовая неопределенность может сыграть против вас.
  • Ответственность: установите чёткие правила для подрядчиков. Они должны понимать, что использование AI — это серьёзный инструмент, а не поле для экспериментов. Только прописывайте ответственность так, чтобы она действительно работала. Вместо абстрактных штрафов в 5 млн руб., создайте конкретные, реалистичные меры, которые будут применяться в случае нарушения.
  • Обучение: проводите регулярные обучающие сессии, чтобы объяснять правовые нюансы использования AI. На нашей практике мы обучаем сотрудников и подрядчиков на конкретных примерах, разбираем не абстрактные ситуации, а реальные кейсы с теми AI-инструментами, которые они используют в своей работе. И за счёт этого закрываем десятки вопросов от подрядчиков и сотрудников.
  • Создайте ясные и доступные политики: разработайте внутренние политики, которые будут понятны и доступны каждому. Политики должны быть не просто пунктом в договоре, а живым документом, к которому люди могут обращаться. Важно, чтобы сотрудники и подрядчики видели в этих политиках руководство к действию, а не просто формальность.

Установите чёткие правила игры в отношениях с клиентами:

  • Право на использование AI: включите в договоры пункт, который чётко закрепляет ваше право на использование AI для создания контента. Сейчас никого не удивляет пункт в договоре про ограниченные лицензии на материалы с фото- и видеостоков, и объективно все видели эти пункты и понимают их необходимость. Так почему клиентов должен смутить ИИ больше, чем использование стоковых материалов?
  • Право на исправление: пропишите в договоре ваше право вносить изменения в контент, созданный с помощью AI, в случае поступления претензий. Это позволит вам оперативно реагировать на замечания и избегать штрафов. Обеспечьте, чтобы клиенты понимали, что вы готовы быстро и эффективно решать любые возникающие проблемы, минимизируя риски для обеих сторон.
  • Учёт специфики индустрии: включайте в договоры пункты, учитывающие специфику каждой отрасли. Например, для финансового сектора важны будут требования к защите данных, а для медиа — соблюдение авторских прав. Пропишите, как ваш AI будет соответствовать этим требованиям, чтобы клиенты были уверены в соответствии контента их специфическим нуждам.

Итак, AI — не «страшный монстр», а мощный союзник, если подойти к делу с умом. Главное — правильно настроить правовые аспекты, и вы сможете воспользоваться всеми его преимуществами без риска.

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок