Лидер Российского рынка медиаизменений

Исследование аудитории Telegram 2019

Исследование_аудитории_ТГ_2019

За последние два года Telegram сильно изменился. Стремительный рост аудитории, блокировка, падение просмотров, восстановление до прежних значений и снова рост. Самый обсуждаемый и один из самых популярных мессенджеров России пережил многое.

Менялся не только Telegram, но и его аудитория. Мы в TGStat решили показать, как именно.

География русскоязычных пользователей Telegram

Распределение по странам

Хотя в нашем исследовании мы делали фокус именно на российскую аудиторию мессенджера, мы понимали, что в каждом канале есть и пользователи из других стран. 73% опрошенных проживают в России, 16% — в Украине, 4% — в Беларуси, 2% — в Узбекистане и 5% — в еще 85 странах мира.

Россия в Telegram на 2019 год

Ожидаемо среди городов доминируют Москва и Санкт-Петербург (36 и 13 процентов соответственно), далее по убыванию идут самые крупные города-миллионники: Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар, Нижний Новгород и другие. По сравнению с 2017 годом распределение практически не изменилось: хотя больше 50% пользователей не относятся к двум столицам, проникновение Telegram в малые города все еще довольно слабое. Если говорить о субъектах федерации, распределение примерно такое же — в топе Москва, Петербург, Свердловская область (благодаря Екатеринбургу), Московская область, Краснодарский край (благодаря Краснодару) и республика Татарстан (благодаря Казани).

Демография

Распределение по полу

Изначальная гипотеза о том, что мужчин и женщин к 2019 году в Telegram будет примерно поровну, была полностью опровергнута. Сейчас мужчин в мессенджере больше чем женщин на 30 процентных пунктов (такое распределение наблюдается и на большинстве общетематических каналов). Это, конечно, не значит, что нет сотен каналов с большой долей чисто женской аудитории, однако в типичном канале — мужчин все же будет ощутимо больше.

Распределение по возрасту

Возрастное распределение удивляет гораздо меньше: больше всего в Telegram представителей возрастных групп «25-34» (38%) и «18-24» (27%). По сравнению с 2017 годом стали более широко представлены группы «35-44» и «45-64», что означает, что мессенджер перестает быть сугубо молодежным. Если же говорить о половозрастном распределении, то разницы между мужчинами и женщинами практически не наблюдается — однако девушек в возрасте «18-24» в Telegram на 6 процентных пункта больше, чем мужчин, а в возрасте «35-44» — наоборот, на 5 процентных пункта меньше.

Социальный статус и сфера деятельности

Сфера деятельности

Несколько лет назад в Telegram превалировали гики и IT-специалисты. Сейчас в IT задействован каждый четвертый пользователь мессенджера — что логичным образом означает, что почти 75% пользователей с IT не связаны. На втором месте по популярности среди сфер деятельности сейчас производство, на третьем — маркетинг и PR. Хотя Telegram широко известен именно в контексте политических каналов, в сфере политики задействован всего 1% опрошенных — но стоит сделать поправку на в целом небольшую их распространенность по сравнению с работниками коммерческого сектора.

Образование

60% пользователей Telegram получили высшее образование, еще 14% сейчас учатся, чтобы его получить. Каждый десятый опрошенный имеет неоконченное высшее, еще 8% на данный момент получили только среднее образование.

Доход

41% пользователей зарабатывают до 45 тысяч рублей, еще 32% — от 46 до 90, а от 91 до 150 — 15%. Свыше 150 тысяч зарабатывают 12% пользователей, хотя стоит отметить, что есть каналы, где доля такой аудитории гораздо выше — чаще всего это каналы из категорий IT, Финансы и Стартапы.

Позиция в компании

По найму работают 48% опрошенных, руководящие позиции занимают еще 13% пользователей. Владельцев бизнеса в выборке оказалось 6%, хотя во многих профильных каналах их доля доходит до 20%. Фрилансеров чуть меньше, чем руководителей — 12%. Безработных в выборке 21%, большая часть из которых — учащиеся и студенты.

Использование Telegram

Подписки на каналы

В русскоязычном Telegram сейчас больше 87 тысяч каналов, однако почти каждый третий опрошенный в 2019 году читает все еще меньше 10 каналов. Еще 43% читают от 11 до 25 каналов, а больше 25 подписок лишь у 26% пользователей. Тем не менее, по сравнению с 2017 годом, аудитория мессенджера действительно стала подписываться на большее число каналов: два года назад больше 25 каналов читали 15% опрошенной аудитории.

Читаемые каналы

80% опрошенных читают в Telegram новостные каналы. Больше половины пользователей подписаны на развлекательные и образовательные каналы, каждый второй узнает из Telegram новости своей индустрии, а каждый третий — читает каналы блогеров. На политические каналы подписаны 45% опрошенных. Интересно, что приватный рабочий канал есть в подписках почти у каждого пятого, а каждый четвертый пользователь читает в Telegram канал своего друга или подруги. Многие пользователи переходят в новый мессенджер именно из-за таких, казалось бы, не самых очевидных кейсов использования каналов, поэтому это очень важно.

Еще 13% опрошенных читают даркнет-каналы. К счастью для них, опрос был полностью анонимным.

Push-уведомления у каналов

Некоторые говорят, что вовлеченность в Telegram такая высокая, потому что каждый пользователь получает пуш-уведомление о новых постах, однако это заблуждение. Результаты опроса показывают, что 51% пользователей выключают уведомления у всех каналов, еще 42% — у большинства, и только 7% не “мьютят” читаемые каналы вовсе. Аудитория Telegram действительно высокоактивна, но читают каналы они все же в течение дня или двух — нахождение канала в общем списке с личными чатами крайне позитивно влияет на читаемость.

Частота встреч с рекламой

В 2019 году рекламу размещают почти все Telegram-каналы, а некоторые и создавались только с этой целью. Несмотря на это, половина пользователей отмечает, что встречается с рекламой редко или крайне редко, что сложно представить в других социальных сетях.

Основные цели использования

Чуть больше одной четверти опрошенных используют Telegram для рабочих переписок. В локальных групповых чатах (до 50 человек в каждом) состоят 43%, в более крупных — 30%. Боты из года в год не теряют популярность, и хотя период, когда все думали, что боты вытеснят мобильные приложения, давно прошел, доля их юзеров как и в 2017 году остается на отметке чуть выше 40%. Игры, запущенные в 2016 году, (да, в Telegram есть и такой формат) показали свою несостоятельность и даже среди активной аудитории не пользуются успехом. Около 15% пользователей ни с кем не переписываются в мессенджере и используют его только для чтения каналов. Очень интересен тот факт, что 18% опрошенных (почти каждый пятый) ведут свои каналы, то есть создают контент для аудитории мессенджера.

Количество контактов

Результаты распределения по количеству контактов очень похожи на результаты из исследования 2017 года. У 26% опрошенных в Telegram до десяти контактов, еще у 23% — от 11 до 25, у 21% — от 26 до 50, больше 50 контактов примерно у 30% пользователей. Ожидалось, что распределение сместится вправо, однако для этого, видимо, нужно большее время.

Используемые мессенджеры

Большая часть российской Telegram-аудитории (73%) использует также WhatsApp, почти 60% переписываются во ВКонтакте. Facebook использует каждый пятый, Skype также распространен примерно у 20% аудитории. Распределение не удивляет и примерно соответствует рейтингам популярности мессенджеров в России.

Telegram Open Network (TON)

Больше половины опрошенных (56%) знают, что такое Telegram Open Network, а 61% подтвердили, что осведомлены о грядущем запуске криптовалюты от Telegram (основе TON).

В целом криптовалютами пользовались 16% опрошенных, примерно столько же собираются приобрести и использовать криптовалюту мессенджера. Только 4% пользователей хотя бы раз платили за что-то в ботах, а значит Telegram нужно представить нечто очень удобное, чтобы убедить клиентов совершать покупки через новый инструмент: сейчас покупки в рублях через уже привычных ботов в Telegram практически не используются.

Блокировка Telegram в России

Очевидно, что те, кто регулярно испытывал серьезные проблемы и из-за них ушел из Telegram, не смогли поучаствовать в нашем исследовании. Вопросом про блокировку мы хотели узнать, как ощущают на себе ее последствия те, кто все же остался в мессенджере спустя год после решения суда — и как обходят ее, если вообще обходят.

Оказалось, что почти половина пользователей никак не обходят блокировку, потому что не видят для этого причин — все и так работает. Четверть пользователей включают прокси иногда, 10% постоянно используют бесплатные прокси, двум процентам прокси предоставили компании, в которых они работают, еще 5% подключаются через VPN. Только 5% опрошенных отметили, что в моменты недоступности Telegram не используют средства для обхода блокировки.

Почему Telegram? 

Логично, что большей части активных пользователей Telegram мессенджер скорее нравится, чем не нравится, но интересно посмотреть, зачем его используют и почему. 70% опрошенных формат Telegram-каналов нравится больше, чем формат групп в ВК или Facebook. Для 43% пользователей Telegram стал главным мессенджером для общения, а у почти четверти он используется на работе. Еще четверть скачивает с помощью Telegram музыку, фильмы или книги.

Итоги

Российская аудитория Telegram сильно изменилась за последние три года. Оставаясь популярным у молодежи, гиков и маркетологов, Telegram распространялся все дальше и дальше, охватывая другие возрастные и социальные группы.

Telegram пока преимущественно мужской, все еще с основной массой аудитории в Москве и Санкт-Петербурге, но уже гораздо более разнообразный — от интересов пользователей до их типичных сценариев поведения в мессенджере. У каждого пятого есть рабочий канал в Telegram, у каждого четвертого есть друг, ведущий свой канал.

Каналы читают, в каналах все еще не так часто встречается реклама, и, хотя самих каналов уже десятки тысяч, типичный пользователь подписан максимум на 10-15. Четыре из пяти активных пользователей мессенджера подписаны на новостные каналы, каждый второй говорит, что пользуется Telegram из-за гарантии безопасности.

Половина пользователей не замечают блокировки. Еще 45% ее активно обходят. По данным всех исследований, аудитория Telegram, несмотря на все усилия регуляторов, уже гораздо больше, чем была до блокировки.

Telegram меняется, развивается, живет. Спасибо каждому, кто этому способствует.

Об исследовании 

Исследование русскоязычной аудитории мессенджера проводилось с 8 по 22 апреля при поддержке тысячи различных Telegram-каналов. Организатором исследования стал крупнейший сервис аналитики Telegram-каналов TGStat.ru. С помощью поддержки всего Telegram-сообщества за две недели было собрано 82 тысячи анкет. Мы благодарны каждому, кто уделил время прохождению опроса или помог его распространить, и мы очень ценим оказанное доверие. 

Руководитель отдела аналитики TGStat Антон Проценко, 

и вся дружная команда TGStat.ru

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок