Исследование: что и как читают российские пользователи Telegram
Компания Brand Analytics, разработчик систем мониторинга и анализа соцмедиа, проанализировала наиболее популярные русскоязычные каналы Telegram по размеру аудитории и выяснила, что наиболее успешные из них делают ставку на уникальный авторский контент, актуальный в режиме реального времени
В Telegram популярны каналы юмористической и развлекательной тематики, и в этом предпочтения аудитории Telegram похожи на интересы пользователей «ВКонтакте». А особенностью аудитории Telegram является повышенное внимание к каналам, посвященным политике и экономике, образовательному и профессиональному контенту – изучению английского, науке, психологии, маркетинговой, digital и PR-тематике.
Топ-30 каналов Telegram по объему аудитории
# | Канал | Аудитория1 | Название | Тематика |
1 | @teleblog | 78 965 | Новости Telegram | Технологии |
2 | @stalin_gulag | 59 562 | Сталингулаг | Блоги |
3 | @dailyeng | 57 215 | Английский язык | Наука и Образование |
4 | @hardchannel | 54 608 | Хардкор | Юмор и Развлечение |
5 | @anekdot18 | 37 869 | Анекдоты | Юмор и Развлечение |
6 | @Facta | 34 890 | Ты не поверишь | Юмор и Развлечение |
7 | @flibusta | 31 856 | книжное братство | Книги и журналы |
8 | @znayuvse | 28 174 | ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЁ! | Наука и Образование |
9 | @russica2 | 27 708 | НЕЗЫГАРЬ | Экономика и Политика |
10 | @poshloe | 26 599 | Пошлое | Для взрослых |
11 | @LifeHackTG | 25 908 | LifeHack | Другое |
12 | @funXD | 25 778 | Улётные приколы | Юмор и Развлечение |
13 | @bestarticles | 25 668 | Интересные статьи | Новости и СМИ |
14 | @meduzalive | 25 056 | Медуза — LIVE | Новости и СМИ |
15 | @namochimanturu | 24 269 | Намочи Манту | Наука и Образование |
16 | @EnglishClub2 | 24 097 | English Club | Наука и Образование |
17 | @so_smyslom | 23 829 | Со смыслом | Цитаты |
18 | @addmeto | 23 436 | addmeto | Технологии |
19 | @lentachold | 23 323 | Лентач | Новости и СМИ |
20 | @hack_life | 23 316 | Life hacks | Другое |
21 | @int_fakt | 23 236 | Интересные Факты | Другое |
22 | @rugram | 22 660 | Каналы и боты | Игры и приложения |
23 | @freakbook | 22 435 | Freakbook | Новости и СМИ |
24 | @EruditTG | 21 306 | Эрудит | Наука и Образование |
25 | @Psyxolog | 21 203 | Психология | Psyxolog | Наука и Образование |
26 | @techsparks | 20 883 | TechSparks | Технологии |
27 | @rt_russian | 20 032 | RT на русском | Новости и СМИ |
28 | @supreme_life | 19 886 | S U P R E M E | Для взрослых |
29 | @trahninormalnost | 18 469 | Трахни нормальность | Юмор и Развлечение |
30 | @pokazal0s | 18 296 | Показалось | Другое |
Источник: Brand Analytics. Данные на 13 марта 2017 г.
В топ-30 всего 2 канала официальных СМИ – @meduzalive на 14 месте и @rt_russian на 27 строчке рейтинга. Согласно каталогу самого Telegram, новостных каналов в топе больше, однако они не принадлежат официальным СМИ. В частности, и «Медузу» и RT в Telegram обходит канал-агрегатор «Интересные статьи», впрочем, канал «Медузы» имеет все шансы обойти его в ближайшее время. Отставание канала RT – более серьезное, его также превосходят по числу подписчиков «Лентач», Freakbook и «Давыдов.Индекс». Не попали в Топ-30, но ведут активные Telegram-каналы с аудиторией более 5 000 человек такие проекты как «Сноб» @snobru (15 356 подписчиков), телеканал «Дождь» @tvrain (9 562 подписчика) и «Российская Газета» @rgrunews (8 363 подписчиков).
Уже сейчас можно говорить о том, что каналы в мессенджерах стали удобным источником потребления контента для многих пользователей соцмедиа. В потреблении новостного контента пользователи Telegram предпочитают подборки с анонсами новостей от агрегаторов и те каналы, которые публикуют контент 1-2 раза в сутки – аудитория у них значительно шире, чем, например, у СМИ, бомбардирующих подписчиков новостями в течении всего дня.
Однако на данный момент потребление контента в каналах носит скорее закрытый характер и не способствует его распространению. За пределами Telegram даже самые популярные каналы практически не упоминаются, а обсуждение и распространение контента зачастую остается внутри мессенджера. Контент же развлекательных каналов, таких как «Хардкор», «Анекдоты», «Ты не поверишь» и других – выходит за пределы мессенджера. Делятся этим контентом в основном пользователи Facebook (около 60% репостов контента из каналов Топ-30 публикуется именно в этой сети) и «ВКонтакте» (около 20%).
В Brand Analytics также провели исследование обсуждений мессенджеров в социальных медиа. Наибольшая доля сообщений в феврале 2017 года содержит упоминания WhatsApp – 30% и Viber – 27%. SMS занимают третью строчку рейтинга с долей 16%, у Skype – 14%. Доля упоминаний Telegram составила 11% от общего объема. В категорию «Другие» попали мессенджеры Snapchat, ICQ, iMessage и Facebook Messenger, доля каждого из которых в сообщениях пользователей социальных медиа составила менее 1% от общего объема упоминаний.
Сравнивания свежие февральские данные с данными годичной давности за март 2016 года, в Brand Analytics отмечают рост суммарного объема упоминаний мессенджеров в 1,7 раза – с 4,4 млн до 7,6 млн упоминаний в месяц. При этом существенно изменилось распределение долей обсуждений различных мессенджеров.
В порядке распределения мест в рейтинге одно, но очень принципиальное изменение – Skype потерял первую позицию и переместился на четвертую, пропустив вперед тройку лидеров – WhatsApp, Viber и SMS. Сразу за Skype и дышит ему в спину – Telegram.
Абсолютным лидером роста по числу упоминаний по сравнению с данными марта 2016 года стал Telegram. Этот мессенджер показал четырехкратный рост – с 49 000 до 194 000 упоминаний в месяц.
Упоминания мессенджеров в социальных медиа позволяют не только оценить долю и темпы роста каждого из них, но и проанализировать контекст обсуждений. У лидеров рынка, WhatsApp и Viber, основная масса упоминаний связана с обменом контактами для приобретения товаров и услуг, при этом часто используются оба канала коммуникации, но можно отметить, что WhatApp больше используется интернет-магазинами, тогда как Viber – как средство коммуникации между заказчиками и исполнителями различных услуг, от фотографов до визажистов.
Что же касается Telegram, то пользователи соцмедиа часто делятся ссылками на каналы и чаты и обсуждают публичный контент в мессенджере.