Чуть меньше половины пиарщиков Санкт-Петербурга получают от 45 до 75 тысяч net, только 3,2% имеют зарплату свыше 200 тысяч рублей, 44% тех, кто ежемесячно зарабатывает от 140 тыс.руб., трудятся в PR-агентствах, а 2/3 занятых в PR считают зарплату на рынке в целом несправделивой.
Таковы итоги опроса, который провела Российская ассоциация по связям с общественностью совместно с петербургским коммуникационным сообществом #prspb.
В исследовании зарплат коммуникационного рынка Петербурга поучаствовали 284 человека. Чуть меньше трети из них (30,6%) – специалисты в возрасте 26-30 лет, ровно четверть – 31-35 лет, 18% – 36-40 лет.
35,9% работают в сфере PR от 5 до 10 лет, 18,7% – до 15 лет, а 16,3% имеют опыт меньше 5 лет, но более 3. Самая большая группа ответивших (45,4%) находится в должности специалиста или менеджера. 31,5% занимают руководящую позицию: руководитель группы/направления (7,4%), руководитель отдела (18,7%), руководитель департамента/дирекции (4,6%), руководитель пресс-службы (0,8%). Высшие PR-должности занимают 20,9% человек: 14,8% директоров по PR/коммуникациям, 2,5% заместителей генерального директора, 3,2% директоров профильного агентства и 0,4% партнеров агентства.
Почем пиар?
22,9% респондентов получают зарплату (на руки, без учета премий и бонусов) 45-60 тыс. руб. Почти четверть пиарщиков превысили доход в 100 тыс. руб.: 11,3% респондентов зарабатывают до 120 тыс. руб.; 3,9% ежемесячно имеют 120-140 тыс. руб. и только 0,7% — 300-400 тыс. рублей.
При этом полностью «белой» зарплате могут порадоваться 62,4% пиарщиков, 31,9% компания платит по «серой» схеме, а 5,7% вовсе невидимы для налоговой – их вознаграждение полностью «черное».
Треть линейных менеджеров (в должностях «специалист», «менеджер», «пресс-секретарь») получают 45-60 тыс. руб. Диапазоны 30-45 тыс. руб. и 60-75 тыс. руб. – 16,7% и 23,5% соответственно.
Четверть PR-директоров получают 75-100 тыс. руб. на руки. 12,2% – только 45-60 тыс. руб. 48,8% высших руководителей в сфере коммуникаций ежемесячно зарабатывают более 100 тыс. руб., при этом 4,9% от числа опрошенных имеют доход на руки от 300 до 400 тыс. руб.
Не окладом единым
Прибавку к окладу в виде премий и бонусов имеют 63% пиарщиков, из них 16,5% начальство одновременно выдает несколько вариантов поощрения, например ежеквартальную премию и 13-ю зарплату или ежемесячную премию и премию за проекты.
Из получающих поощрения 41,1% пиарщиков получают ежеквартальную премию, а ежемесячную – 14,3%. Годовой премии радуется ровно половина. Существует также поощрение за переработки, процент от продаж, бонусы за ключевые проекты, надбавки за дополнительные проекты.
Поощрительный доход более 300 тыс. руб. в год имеют 12,5%, более 200 тыс. руб. – 18,9%, более 100 тыс. руб. – 8,2%. Склонные к выплатам премий и бонусов компании – промышленное производство, агентства, ИТ и строительство/девелопмент: из всех получающих бонусы они соответственно занимают 12,3%, 11,7% и по 14%.
Чемпионы по бонусам – PR-агентства (уровень директора направления, партнера), строительство и девелопмент, ИТ, нефтегаз, медицина и промышленное производство – их пиарщики руководящего уровня (и только 1,8% специалистов) ежегодно поощряются суммой от 200 тыс. руб.
На два фронта
20,7% пиарщиков (важное уточнение: не фрилансеров) имеет не одну работу и ведет несколько проектов постоянно, 14,3% периодически консультирует другие компании, 5,4% имеют дополнительный доход, ведя тренинги и семинары. Тогда как 57,5% всё свое время посвящают только одной работе и не озадачиваются другими источниками дохода.
И о справедливости…
На вопрос «считаете ли вы справедливым размер вашей зарплаты на текущем месте работы» 54,2% коммуникаторов ответили «нет, мне платят меньше, чем я заслуживаю» (10,8% из них получают ежемесячно 100-160 тыс. руб.). 39,1% удовлетворены уровней своей зарплаты. И 1,8% считает, что им даже переплачивают (интересно, что разбег зарплат у ответивших таким образом – от 30 до 160 тыс. руб.).
Несправедливо низкими зарплаты пиарщиков в целом по рынку считают 2/3 участников исследования (68,7%). Удовлетворены возможностью заработать в PR 22,9% респондентов. Также специалисты обращают внимание на то, что на рынке очень большой разброс за одни и те же компетенции, а у работодателей нет единого представления, чем занимается пиарщик – функции могут очень сильно разниться.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.