Лидер Российского рынка медиаизменений

«Итак, вас публично опозорили»: как правильно извиняться и нужно ли это

как правильно извиняться и нужно ли это

Онлайн-порицание стало привычным сюжетом цифровой жизни. Журналист и сценарист Джон Ронсон пообщался со многими жертвами публичного осуждения и делится их опытом в своей книге. Рассказываем, кому и зачем ее стоит читать

Причиной интернет-шейминга может послужить что угодно: от нарушений закона до неудачных высказываний или сомнительных шуток. Большинство обличителей в онлайн-скандалах считают, что делают хорошее и полезное дело — борются с ксенофобскими высказываниями, наказывают за неправильные или кощунственные действия. Так ли это и каково оказаться на месте жертвы, описывает Джон Ронсон в своей новой книге «Итак, вас публично опозорили».

Кто автор?

Британский журналист и сценарист документальных фильмов BBC Джон Ронсон прославился своими книгами «Психопат-тест» и «Безумный спецназ». Его конек — оригинальные исследования противоречивых сторон жизни и общества. В книге «Итак, вас публично опозорили» Джон Ронсон подробно разбирает феномен интернет-шейминга, обращаясь к истории, психологии и личным свидетельствам жертв онлайн-скандалов.

О чем книга?

В течение нескольких лет Ронсон встречался с жертвами публичного осуждения, собирая их пост-скандальные истории. Для одних героев общественная травля стала персональным концом света, другие смогли устоять на ногах или заново обрести веру в себя. Нет, это не издание из разряда «Помоги себе сам», и сам Ронсон не дает универсальных советов, как поступать в такой ситуации. Однако истории его героев могут показать нам изнанку громких кейсов.

Причины для шейминга

Порой может показаться, что зря никого обвинять не будут, потому жертвы сами заслужили такое отношение неблаговидными поступками. В некоторых кейсах, действительно, есть повод для гнева общественности, например, когда речь идет о недостоверной информации в нон-фикшн книгах известного писателя. В других же основания для обвинений менее значительны. Так, пиар-директор американской интернет-компании Жюстин Сакко получила клеймо «расистки» и потеряла работу после неудачной шутки в твиттере. Ронсон неоднократно повторяет тезис о несоразмерности публичной травли проступку.

Публичные извинения

Публичные извинения стали обязательным пунктом сюжета. Люди хотят увидеть, что герой истории как-то изменился, хотят видеть раскаяние. Можно ли неправильно попросить прощения? Да, если делать это как Джон Лерера, пойманный на плагиате. В извинительной речи он попытался объяснить свой проступок с точки зрения нейробиологии, чем вызвал еще больший гнев интернет-толпы.

Обвинить обвинителя

Несогласие с обвинениями и отказ от сеанса публичного раскаяния тоже может быть успешной позицией, особенно если держаться ее до конца. Именно так случилось с Максом Мосли, главой Международной автомобильной федерации, в чьем ведении находится «Формула-1». Таблоид опубликовал снимки сексуальной оргии с нацистским подтекстом, где Максу отводилась главная роль. Примечательно, что Мосли — сын лидера британских фашистов, что лишь подливало масла в огонь.

Вместо того чтобы стыдливо затаиться, Мосли с самого начала занял активную позицию. Он дал интервью на радио BBC 4 в таком ключе: да, моя интимная жизнь может показаться необычной, но, «когда дело касается секса, люди думают, говорят и делают разные странные вещи, и только идиот может за это осуждать». Более того, он подал в суд на издание, опубликовавшее снимки, и выиграл. И теперь люди видят в нем «в первую очередь, человека, с которым обошлись несправедливо и который весьма успешно настоял на определенных вещах»

Право на забвение

Жертвы публичных скандалов больше всего хотят, чтобы об их позоре постепенно забыли. Но право на забвение — вещь неоднозначная. Закон обязывает операторов поисковых систем удалять по заявлению человека ссылки из поисковой выдачи. Однако инициативные группы отслеживают персонажей, добившихся такого права официально, и не дают интернет-общественности забыть скандальную ситуацию, снова и снова поднимая историю в обсуждениях и новостях.

Вместо того чтобы прибегать к праву на забвение, можно воспользоваться услугами специалистов по управлению интернет-репутацией. Они не цензурируют результаты поиска, а создают вместо этого новый контент, который вытеснит ваш скандал. В ход идут новые профили в соцсетях, любовь к котикам, спорту и музыке, нейтральные фото и видео. На передний план выставляются события и явления, не вызывающие явной негативной реакции у общества.

Благотворительность и социальная работа.

Гонорары за речи и интервью в разгар скандала могут еще сильнее разозлить толпу. Так произошло с одним из героев книги, уже упомянутым Джоном Лерерой. Когда публика узнала, что его неудачная извинительная речь к тому же оплачена общественным фондом, это еще сильнее подстегнуло возмущение. Все вокруг — тщетно — советовали ему хоть как-то снизить накал страстей, отдав эти деньги на благотворительность.

Одна из героинь обратилась к социальной работе, и это определенно принесло пользу. Линдси Стоун пролежала полгода в депрессии после публичного скандала, связанного с неуместным фото возле воинского мемориала. Но потом, занявшись работой в центре для детей с аутизмом, она постепенно обрела почву под ногами. Впоследствии, когда вышла книга и общественность снова вспомнила историю Линдси, отношение к ней было совершенно иным: поддержка вместо осуждения.

Цитата

«У западной системы правосудия много проблем, но в ней, по крайней мере, есть правила. Если тебя в чем-то обвиняют, твои базовые права соблюдаются. У тебя есть возможность отстоять свою честь в суде. А когда ты обвиняемый в интернете, у тебя вообще нет никаких прав. И последствия куда хуже. Все останется навсегда в мировом масштабе».

Зачем читать книгу?

Если вас пугает перспектива попасть в интернет-скандал, книга поможет снизить тревожность и познакомиться с парой-тройкой выигрышных стратегий поведения в такой ситуации. Если же вы сами любите «потроллить» кого-нибудь на досуге, читать Ронсона стоит, чтобы избежать последствий чересчур рьяно выраженного праведного гнева во время очередного скандала. В любом случае более осознанный подход к поведению в интернете еще никому не вредил.

Автор: Елена Назарова

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок