Как мероприятия ушли в онлайн и есть ли будущее у этого формата.
Год назад был утвержден перечень отраслей, наиболее пострадавших в условиях пандемии. В список вошли 9 сфер, в числе которых оказалась организация мероприятий. Тогда массово обсуждалась возможность перехода участников рынка в онлайн как вариант выхода из положения как для организаторов, так и для заказчиков. В своей колонке для Sostav команда агентства Advanza Event Management подводит первые итоги эффективности проведения мероприятий в онлайн-формате.
Да — онлайну
По данным Росконгресса, в 2020 году 6% ивент-агентств покинули рынок, 38% потеряли свыше 2/3 дохода, еще 30% лишились половины оборота. При этом только 6% ивентов прошли онлайн и лишь 8% организаторов полностью перешли в этот формат.
На Западе совершенно противоположная ситуация: по данным опроса EventMB треть мероприятий была перенесена в онлайн, а в конце 2020 года более половины респондентов высказались за проведение виртуальных событий. Что касается США, то статистика GrandViewResearch говорит о росте онлайн-рынка к 2027 году на 23,2%.
Между нашими странами слишком большие культурные различия. В Европе и США удаленное общение даже по важным вопросам было в порядке вещей еще до появления интернета. В России обсуждать что-то серьезное, и тем более о чем-то договариваться, принято лично.
Пандемия, конечно, заставила несколько пересмотреть эту норму, но русский менталитет никуда не уйдет. В то же время пандемия сломала культурный барьер, который мешал российским клиентам использовать виртуальные мероприятия. И этот шаг способствует выходу всех участников рынка на новый уровень.
Игры для взрослых
Существует заблуждение, что для онлайн-формата достаточно сервиса конференц-связи, а онлайн-трансляция, вебинар или встреча в Zoom — это и есть виртуальное мероприятие. Отчасти да, но следить за тем, что происходит на экране на протяжении долгого времени затруднительно: фокус внимания может смещаться на личные дела, к тому же есть соблазн переключиться на соцсети или любимый канал на YouTube.
Зрители посещают ивенты, чтобы получить эмоции и новый опыт, чего непросто добиться на 2D-платформах (Zoom, Google Meets, Skype, Eventicious и др.).
Поэтому главный тренд, который сейчас зарождается в России, — онлайн-мероприятия с применением технологий, позволяющих сильнее вовлекать аудиторию и способствовать получению нового опыта, а именно платформ для виртуальных мероприятий, которые участники посещают в виде аватаров.
Событие на виртуальной платформе похоже на онлайн-игру, в которой аватары перемещаются между локациями. При этом локацией служит привычный всем конференц-зал, лобби и зона для нетворкинга, но смоделированные в 3D-пространстве. Возможности дизайна не ограничены — мероприятие можно провести где угодно, хоть на Луне. Аватары пользователей будут исследовать стенды брендов, общаться с друг с другом, обмениваться контактами, задавать вопросы спикерам, участвовать в активностях — в общем, интересно проводить время и ощущать тот самый эффект присутствия.
Геймификация позволяет добиться настоящего нетворкинга, максимальной вовлеченности и качественного усвоения информации.
Яркий пример — конференция LG Innovation Days для международных партнеров, реализованная на виртуальной платформе Areena Virtual Space. Локация представляла собой трехмерное пространство со зрительным и выставочными залами, конференц-комнатами и семинарами.
Зрители выбирали и наряжали своих аватаров, знакомились друг с другом и с продуктами компании, общались, демонстрировали живую реакцию с помощью смайликов, хлопали в ладоши и даже танцевали.
В качестве развлечения и для повышения градуса эмоций проводили викторину, по результатам которой над головами аватаров, проявивших себя, появлялся значок победителя.
Кому подойдет онлайн-формат?
Первым приходит на ум развлекательный контент — действительно, он прекрасно реализуется в цифровой среде. Помимо самых известных примеров вроде Travis Scott в Fortnite, за год на рынке запустились даже специализированные платформы вроде WaveXR, где выступали такие артисты, как The Weeknd и John Legend.
Помимо развлекательных событий можно говорить о деловых мероприятиях: конференциях, митапах, семинарах, тренингах, выставках, презентациях продукта и т. д. При этом нужно помнить о высоких требованиях, предъявляемых к такого рода мероприятиям. Каждый был максимально вовлечен в участие, получил нужную информацию, не менее значимым будет элемент бизнес-нетворкинга и возможности новых партнерств и знакомств в рамках мероприятия.
В онлайне мы хуже считываем жесты, мимику, а основным каналом восприятия становится слух. Если среднее выступление спикера офлайн можно исправить ярким обсуждением в конце доклада, то онлайн, увы, не прощает слабой подготовки, и держать фокус внимания аудитории становится сложно.
Еще одно направление, где онлайн-формат может быть востребован, — это корпоративное образование. В отличие от занятий в Zoom, виртуальный офис на специально разработанной платформе помогает вовлекать сотрудников в обсуждение и неформальное общение. Создавая собственные аватары и обучаясь при помощи игровых механик, сотрудники задействуют ассоциативную память, и каждая планерка или семинар превращаются в значимое событие.
Опыт виртуальных офисов на платформах Virbela и SpatialChat это подтверждает. Несколько лет назад американская компания eXp Realty полностью перевела свой офис на платформу Virbela и сейчас стала лидером в своей отрасли. Команда связывает такой рост в том числе с решением уйти в онлайн.
Неформальное общение с коллегами и партнерами также можно организовать виртуально. И, вполне возможно, мероприятие пройдет успешнее «живого» аналога: в онлайне человеку проще раскрыться, психологически легче наладить контакт, а управление жестами и мимикой аватаров помогут в этом. При этом SpatialChat, Virbela, Areena Virtual Space и другие платформы для онлайн-мероприятий достаточно универсальны и подходят для разных типов ивентов, просто нужно изучить функционал каждой и выбрать наиболее релевантный под конкретный запрос.
Плюсы перехода в онлайн
- Экономия времени (и денег) участника. Не нужно думать о дресс-коде, достаточно «нарядить» свой аватар и не нужно никуда ехать, покупать билеты и бронировать гостиницу. Главный ресурс топ-менеджера — время, и чем оно дороже, тем выгоднее использовать онлайн-формат. Актуально это и для компаний с развитой филиальной сетью, для которых собрать всех участников в одном месте проблематично.
- Широкие охваты аудитории. Чтобы присоединиться к онлайн-мероприятию, нужен только доступ в интернет. К примеру, фестиваль инновационных цифровых экосистем Webit, реализованный на платформе TheVirtual.Show, смог привлечь в 10 раз больше участников по сравнению с прошлогодним мероприятием в офлайн-формате.
- Экономия бюджета. Виртуальную платформу можно использовать заново для других мероприятий, меняя и дополняя новыми элементами.
- Качественная аналитика. Онлайн-ивенты позволяют лучше анализировать вовлеченность аудитории: показывают количество и состав участников, глубину взаимодействия со спикерами, реакцию на их выступления, время прослушивания докладов и т. д.
- Приватность. Онлайн-формат — рай для интровертов. Участники легче идут на контакт и обмениваются визитками. Те, кто избегает шумных незнакомых мест, сделают выбор в пользу виртуального присутствия на мероприятии.
Онлайн-перспективы
Ограничения из-за COVID-19 способствуют развитию нового направления — гибридных мероприятий, которые проводятся одновременно вживую и онлайн. По данным EventMB, опубликованным в The Virtual Event Tech Guide, 62,2% от общего числа респондентов планируют использование этого формата. Например, в 2021 году гибридный ивент выбрали крупнейшая технологическая конференция Web Summit и выставка компьютерных игр Gamescom.
Преимущество такого рода событий — в более широком охвате за счет виртуальных участников. К тому же пандемия сделала невозможным участие в международных ивентах, а многие с настороженностью относятся к массовым скоплениям людей и предпочитают минимизировать общение.
После снятия ограничений гибридный формат поможет рынку привлечь тех, у кого нет возможности путешествовать по миру или внутри страны, и теперь даже небольшие компании смогут презентовать себя и расширить сеть деловых контактов.
Еще один пример удачного применения гибридных мероприятий — организация ивента для компании с международными и региональными филиалами, когда офлайн проводится в головном офисе, а остальные участники подключаются виртуально.
Именно в гибридной форме онлайн-ивенты могут максимально реализовать свой потенциал, удовлетворив требования всех игроков индустрии: заказчики останутся довольны широким охватом аудитории, гости мероприятия выберут наиболее приемлемый вариант участия, а организаторы возобновят активность, чтобы вернуться к допандемийным показателям.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.