При запуске любого коммерческого проекта важно эффективно потратить буквально каждый рубль. Особенно это касается маркетинговой составляющей и продвижения бизнеса через разные площадки. Но как выбрать эти самые каналы — не всегда понятно. Поэтому сегодня обсудим, когда уместны социальные сети, а когда более рентабельно использовать собственный сайт.
Аргументы “за” социальные сети
В соцсетях важны контент, знание своей аудитории и умение продавать, формировать УТП. В принципе, этих 3 факторов хватит, чтобы удачно запустить проект с небольшим бюджетом. Главное — на их основе грамотно подобрать саму соцсеть и подготовиться перед запуском. Как минимум, разработать план развития страницы и создать контент немного наперед.
Если эти условия выполнены (план продвижения продуман, соцсеть выбрана), то такой вид раскрутки бизнеса имеет такие плюсы:
- Низкий порог входа. Чтобы создать страницу, базовый контент (фото, видео, текст) достаточно базовых знаний SMM. Совсем без них и понимания работы соцсети удачно запуститься вряд ли выйдет, но без фотосессий в студиях и копирайтера первое время можно обойтись.
- Высокий уровень юзабилити. Все, что можно улучшить — создать навигацию на странице (удобные и понятные вечные сторис или тематические хештеги). Остальным занимаются разработчики соцсетей.
- Возможность быстро собрать первую аудиторию. Даже если вы не селебритис или друг блогера-миллионника. Только, пожалуйста, давайте без масслайкинга, массфоловинга, масскомментинга и вот этого всего — не работает, уже давно.
- Продвижение страницы в соцсетях часто дешевле, чем продвижение сайта. Просто не нужно сразу же пытаться заказать рекламу у блогера-миллионника, у которого реклама стоит от 50 000 рублей. Начните с микроинфлюенсеров (от 2000 подписчиков). Так даже можно поработать с некоторыми блогерами по бартеру и сэкономить много денег. Например, запустить контекстную рекламу по бартеру не выйдет.
- Бесплатный хостинг. Не нужно платить за использование площадки. Только если планируете запускать таргетированную рекламу. Но и это считается оплатой за рекламу, а не хостинг.
- Возможность легко создать контент. Нет возможности заказать фотосессию у фотографа? Попробуйте качественные фото на телефон, используйте шаблоны социальных сетей с уже готовым визуалом, учитесь писать тексты.
Аргументы против социальных сетей
Когда понимания работы соцсетей нет и знания целевой аудитории также, то SMM может оказаться слабым и неэффективным инструментом. В целом, у этого метода продвижения есть такие минусы:
- Высокий уровень конкуренции. В соцсети уже давно вошли мировые бренды, развиваются компании крупных блогеров. Но если четко обозначить свою аудиторию и постоянно развиваться, вполне можно выстроить отличный и прибыльный бизнес с 0 без личного бренда.
- Ограниченный функционал. В каждой соцсети есть свои изъяны, недостатки в юзабилити. Например, в Инстаграме не очень удобно просматривать директ, когда в нем ежедневно добавляется 100+ сообщений, а в Фейсбуке еще нет вечных сторис.
- Сбои в работе соцсетей. Особенно это касается Инстаграма. Употребил в посте запрещенное слово — теневой бан. Сказал что-то не то в сторис — ее просто удаляют. Иногда такое происходит по существу, иногда — по глупости системы, но с этим часто приходится просто смиряться.
- Проблемы с продвижением бизнеса в формате b2b. Через соцсети сложно продвигать корпоративные продукты, оптовые поставки строительных материалов и искать партнеров. Но b2c работает отлично.
- Нужное “доменное имя” может быть занято. Часто это становится реальной проблемой, особенно если заходить в бизнес сначала через сайт или другой канал, а потом приходить в соцсети. Приходится дописывать какие-то слова, символы, чтобы создать уникальное имя, что плохо при продвижении бренда.
Аргументы “за” сайты
Через сайты продвигаться немного сложнее, чем через социальные сети, ведь помимо маркетинга, нужно хорошо разбираться в технической составляющей. Но если это освоить, вполне можно реализовывать высокий уровень продаж и через этот канал. Стоит заметить, что программировать необязательно, ведь есть масса удобных и понятных конструкторов.
Другие преимущества сайтов:
- Большое количество инструментов, готовых решений. Нужна корзина для интернет-магазина? Загрузите готовый плагин. Нужно создать контактную форму? Найдите и выберите соответствующий блок в конструкторе.
- Больше возможностей для продвижения. По части рекламы сайты где-то на уровне с соцсетями, но инструментов для этого у них больше. Это и контекстная реклама, и баннерная, и видео, и органический поиск, и SEO.
- Удобнее принимать оплату. Если вы честный предприниматель и работаете как ИП, ООО, то на сайте проще настроить онлайн кассу, прием оплаты, чем продумать это в соцсетях.
- Детализированная аналитика. Для понимания того, правильно ли движется проект или надо подправить стратегию — это супер инструмент.
- Можно разделить важные части сайта на логические блоки. Например, отдельно в блоге описывать новости компании, рассказывать о продуктах, писать полезный контент, а в каталоге разработать удобную витрину. В соцсетях эти логические блоки часто смешиваются и это не совсем комфортно.
Аргументы против сайтов
В некоторых моментах сайты проигрывают соцсетям, но не всё так критично. Главное — мыслить критически, ведь не все перечисленные минусы могут оказаться недостатками в конкретно вашем случае.
Аргументы против сайтов такие:
- Хостинг платный. Есть те, что стоят недорого, но все же это деньги. Хотя если рассматривать это с точки зрения “чтобы зарабатывать, нужно тратить” — это выгодная инвестиция, которая может окупиться и с 1 покупки.
- Вывести сайт в ТОП позиции и собрать большую аудиторию сложнее, чем в соцсетях. На это может уйти от 1 до 3 и больше лет. Ускорить процесс поможет изучение и практикование SEO или найм опытного SEO-специалиста.
- Чтобы что-то доработать и внедрить часто нужна помощь внешних специалистов. Стоит это недешево.
- Можно сделать плохой сайт без знания UI/UX, маркетинга. Непродуманный путь клиента — слив трафика в никуда. Неработающие кнопки или сложности с оплатой могут стать причинами негативных отзывов на внешних ресурсах и потерей потенциальных клиентов.
Итоги
Если коротко — важны оба способа продвижения. Ведь чем больше каналов трафика, тем лучше. Другое дело в том, умеет ли предприниматель обрабатывать трафик и превращать в лиды.
Главное — использовать оба канала под разные цели. Например, через соцсети подогревать клиента к покупке, находить аудиторию, мотивировать к покупке, а сайт использовать только под оформление заказов и прием оплат.
Другой вариант — когда аудитория делится на большое количество групп и нужно продвигать как продукты b2b, так и b2c. Тогда для первого лучше использовать сайт (но обязательно упоминать о возможности сотрудничать b2c и использовать шаблон сайта услуг), для второго — соцсети.
Помните — без грамотно выстроенных бизнес-процессов, продуманного бизнес-плана и в целом знания, понимания маркетинга ни один канал трафика не станет эффективным. Только постоянная работа над бизнесом, изучение новых инструментов продвижения поможет всегда иметь высокий доход и выводить его на новый уровень.
Автор: Алла Тафф
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.