При исполнении закона о маркировке рекламы участникам рекламных цепочек необходимо не только полноценно оформлять свою отчетность по доходному договору в ОРД (оператор рекламных данных), но и правильно нанести атрибуты маркировки непосредственно на рекламные материалы, иначе возможны штрафы от Роскомнадзора за ошибки при исполнении закона о маркировке рекламы.
Официальные атрибуты маркировки рекламы, согласно Федеральному закону от 02.07.2021 N 347-ФЗ (пункт 18.1), которые должны присутствовать при размещении рекламных материалов в интернете:
Я специально вывел тему непосредственной маркировки рекламных материалов в отдельную публикацию, так как на рынке царит полная анархия и атрибуты маркировки на рекламных материалах наносят кто куда горазд.
В итоге, была необходимость в системном материале, как правильно наносить маркировку с разбором конкретных примеров для следующих рекламных материалов:
- Кликабельные баннеры.
- Некликабельные баннеры, в том числе статичные Stories.
- Текстово-графические блоки (публикации, посты) с наличием ссылки в тексте.
- Текстово-графические блоки (публикации, посты) без наличия ссылки в тексте.
- HTML-баннеры.
- Видеоролики, в том числе Stories.
- Подкасты.
- Кружки в Телеграм.
- E-mail-рассылки.
Естественно, отдельно рассмотрены примеры частых ошибок, которые следует избегать при маркировке рекламы. Как известно, за ошибки Роскомнадзор также будет штрафовать при исполнении закона о маркировке рекламы с 1 сентября 2023 года.
Итак, начнем по порядку.
1. Кликабельный баннер
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка» — разместить в меню баннера либо поверх него.
- Токен erid интегрировать в ссылку site.ru/? erid=xxxx
Пример №1
Как мы видим, все баннеры (они определены владельцем сайта как рекламные материалы) помечены атрибутом маркировки «Реклама». При нажатии меню баннера (зашивать атрибуты маркировки в меню баннера официально разрешено Роскомнадзором) появляется информация о юридическом лице рекламодателя (также атрибут). Дополнительно в ссылку зашит токен (также атрибут) в виде…/? erid=Kra23ePy9, который был получен в ОРД.
В приведенном примере все обязательства по правильному нанесению маркировки на рекламные материалы полностью выполнены:
Пример №2
Здесь вебмастера не использовали меню баннера для указания атрибутов маркировки. Атрибуты были нанесены поверх баннера. А токен erid был зашит в ссылку, которая ведет на интернет-ресурс рекламодателя при клике по баннеру. Атрибуты, наносимые непосредственно на баннер, должны быть заметны и читабельны по требованию Роскомнадзора. Иначе может случиться так, что роботы‑парсеры Роскомнадзора не смогут технически зафиксировать в полном объеме атрибуты маркировки. В результате маркировка по факту есть, но у Роскомнадзора данных по ней в полном объеме не будет. В результате штраф. Естественно, в данном случае придется уже в судебном порядке доказывать, что со своей стороны вы выполнили все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы, но технически Роскомнадзором это не было зафиксировано. В итоге нервы и потраченное время. При нанесении маркировки надо быть очень аккуратным.
Пример №3
Здесь с помощью меню баннера были зашиты все необходимые атрибуты маркировки рекламы. Я специально выделил данный баннер в отдельный пример (системно он напоминает Пример №1). Суть в том, что этот баннер размещается через систему Яндекс Директ. При копировании ссылки либо при переходе по клику на баннер вы нигде не увидите токена erid в ссылке. Дело в том, что по разрешению Роскомнадзора каждая ОРС (оператор рекламных систем) может кодировать ссылку. При ее расшифровке на сервере ЕРИР (единый реестр интернет рекламы — продукт Роскомнадзора) будет распаковываться тот самый токен erid, который был получен в ОРД. Указанный в баннере ЕРИР #….., по видимому, и есть тот самый ключ для расшифровки.
Вот официальный ответ Яндекса, если кому будет интересен данный вопрос.
Однако, продолжим рассмотрение рекламных материалов.
2. Некликабельный баннер, в том числе статичный Stories
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка», erid разместить поверх него либо в меню баннера.
Допустим, данный баннер не кликабельный.
В реальности я не нашел такого решения в интернете, поэтому сделал маркировку своими руками кустарным способом без фотошопа). Системно оно будет выглядить именно так. В результате всю маркировку мы наносим поверх баннера в читабельном виде.
Либо (по аналогии с предыдущими примерами) все атрибуты разместить в меню баннера или в комбинированном виде — «Реклама» оставить поверх баннера, а юридическое лицо и токен зашить в меню баннера (как вариант)
3. Текстово-графическое объявление (в тексте нет ссылки на интернет-ресурс рекламодателя)
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка» разместить внизу объявления.
- Токен erid: xxxx только в начале текста (именно так по требованию РКН).
Данные форматы рекламных материалов встречаются на любых интернет-ресурсах, в том числе как классические посты в соцсетях
Вот так схематично выглядит идеальная маркировка рекламного материала в данном случае
Пример №1
Иногда возможно наличие такого варианта при размещении атрибутов
В данном случае атрибуты Реклама. ООО «Ромашка» нанесены на баннер, а токен указывается в начале текстового блока. Такой вариант также приемлем
Пример №2
Третий схематический вариант следующий. Его иногда применяют, но я не считаю его корректным. Назвать такой вариант это ошибкой не стоит, но мнения Роскомнадзора по данному варианту на данный момент нет:
В данном случае все атрибуты нанесены на баннер в текстово-графическом блоке. Подчеркну, я советую применять первый схематический вариант, указанный выше.
Пример №3
4. Текстово-графическое объявление (в тексте есть ссылка на интернет-ресурс рекламодателя)
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка» разместить внизу объявления.
- Токен erid интегрировать в ссылку site.ru/? erid=xxxx
Данные форматы рекламных материалов встречаются на любых интернет-ресурсах, в том числе как классические посты в соцсетях.
Схематичное расположение атрибутов маркировки рекламы:
По аналогии с предыдущем разделом, я советую использовать первый вариант (слева) как классический идеальный вариант для исполнения закона о маркировке рекламы.
Пример №1
Как мы видим, это классический идеальный вариант (схема слева — см. выше). Токен зашит в ссылку в тексте.
Пример №2
В данном случае атрибуты Реклама. ООО «Ромашка» указаны на баннере, а токен зашит в ссылку.
5. HTML-баннеры
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка». erid: xxxx указать в выпадающем меню баннера и ссылке.
6. Видео, в том числе Stories
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка». erid: xxxx указать поверх ролика либо в выпадающем меню видеоролика.
Пример №1
Приведен фрагмент рекламного видеоролика, где все атрибуты маркировки присутствуют поверх ролика. Все в порядке.
Пример №2
Как мы видим, здесь в наличии все атрибуты маркировки, но не прописан erid: у токена. Да, как таковой токен присутствует в самом конце текста, но без указания erid. Робот Роскомнадзора (ЕРИР) его просто не считает. Это ошибка.
7. Кружки в Telegram
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка». erid: xxxx указать в следующем посте.
Пример №1
Все атрибуты маркировки прописаны в следующем посте. Рекомендация такого размещения атрибутов маркировки озвучена непосредственно Роскомнадзором для данного случая (кружок в телеграм).
8. Подкасты
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Реклама. ООО «Ромашка». erid: xxxx указать в описании к подкасту.
9. E-mail рассылки, статьи и прочие публикации
Размещение атрибутов маркировки рекламы:
- Ориентируйтесь на описание, которое было приведено в п.п. 3 и 4.
Ошибки при нанесении атрибутов маркировки рекламы:
Ошибка №1
Как указано в п.п. 3 и 4 токен в текстовых и текстово-графических объявлениях ДОЛЖЕН находится вверху текста. Это условие Роскомнадзора. В данном случае токен указан внизу, что является ошибкой.
Ошибка №2
Токен правильно зашит в ссылку и внизу указаны другие атрибуты маркировки. Однако токен продублирован и указан также внизу, что является ошибкой (см. п.п. 3 и 4). Как на это отреагирует Роскомнадзор неизвестно. Моя позиция, если вы указываете дубль токена (его достаточно указать только в ссылке), то его нужно указывать в правильном месте, т.е. вверху. Иначе может возникнуть неоднозначная ситуация, когда робот увидит неправильное расположение токена в рекламном материале и может зафиксировать ошибку. А ошибки также штрафуются. Поэтому лучше не играть с огнем и не указывать дубли токена в неправильном месте.
Ошибка №3
В данном случае все сделано правильно и атрибуты расположены верно. НО НО НО опять сделан дубль токена и помещен вверху текста. Вроде бы все в порядке. Однако аббревиатура токена прописана на кириллице, что неприемлемо. Только так — erid. Это также может быть признано ЕРИР как ошибка. В итоге штраф.
Ошибка №4
Про данный случай я уже сообщал выше. Здесь токен присутствует, но прописан без аббревиатуры erid. Это ошибка.
Ошибка №5
Это всплывающий баннер на первой страницы сайта. Все атрибуты маркировки рекламы указаны. Однако аббревиатура токена прописана на кириллице. Робот Роскомнадзора не сможет его считать. Надо только так — erid. В итоге ошибка и возможный штраф.
Ошибка №6
В посте атрибуты маркировки расположены верно и без ошибок. Однако, если перейти (см. картинку ниже) по указанной ссылке (это не ссылка на интернет-ресурс рекламодателя, а на статью рекламодателя на сайте рекламораспространителя), то увидим, что статья также как необходимо промаркирована, НО НО НО в ней указан тот же самый токен, как и в посте соцсети (см. картинку выше). Это ошибка. Статья это отдельный формат, а токен должен быть оформлен для каждого формата свой — уникальный. В итоге нужно было для поста свой токен, а для статьи другой токен. За это Роскомнадзор будет штрафовать.
Подводя черту, стоит заметить, что в новых реалиях бизнес должен выделять дополнительные ресурсы для качественного и полноценного исполнения закона о маркировки рекламы, чтобы избежать штрафов от регулирующих органов.
Автор: dhprime
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.