Подбор новостей на главных страницах поисковиков стал мощным инструментом влияния: если новость не возьмет “Яндекс” (или Google, Mail.ru и так далее), она может остаться незамеченной, и, наоборот, если вокруг новости сформируется сюжет в поисковике, она разойдется широко. Согласно данным Similarweb, у новостных изданий уже до 40 процентов трафика идет через поисковики. Журналистов, с одной стороны, часто шокирует и сам подбор новостей для главных страниц поисковиков, и иерархия изданий внутри новостного сюжета, и они выдвигают самые разные, как правило, нелестные для агрегатора предположения на этот счет. С другой – журналисты уже давно заняты написанием новостей “под “Яндекс” – неважно, каково реальное значение новости, главное – есть ли она в топе. Так как же новость попадает туда и что для этого нужно?
В пресс-службе “Яндекса” сообщили, что у “Яндекс.Новостей” нет редакции, и новости собираются автоматически из сообщений СМИ с регистрацией Роскомнадзора. Сервис формирует сюжеты – подборки новостных сообщений об одном событии, которые помогают ориентироваться в потоке новостей.
Топ-5, который ежедневно видят пользователи на главной странице портала, формируется следующим образом: учитывается скорость появления новых сообщений по теме в СМИ, а также общее число изданий, среагировавших на то или иное событие. При этом информация все время меняется – поскольку новости появляются в медиа буквально каждую минуту. Если новость интересна пользователям и они много о ней читают, то это добавляет ей значимость. Также существует вкладка “интересное”, где новости формируются исходя из потребностей конкретного пользователя.
Новости Mail.ru – это агрегатор с собственной редакцией, который отслеживает и освещает наиболее важные события федерального и мирового значения, а также формирует картины дня для локализованных стран и регионов РФ. “Мы сотрудничаем с крупнейшими российскими и зарубежными СМИ, а также региональными и тематическими изданиями, – рассказывает директор медиапроектов Mail.ru Group Анатолий Рожков. – 24 часа в сутки без праздников и выходных сотрудники проекта мониторят актуальную новостную повестку, а также отслеживают тренды текущих пользовательских интересов. Из поступающего от партнеров информационного потока отбираются самые оперативные, полные, интересные пользователям материалы, проводится фактчекинг и оценка на беспристрастность, затем происходят вычитка, оформление и публикация материалов. Безусловное предпочтение отдается первоисточникам информации”.
Опубликованные материалы попадают в так называемый “прогрев”, где за короткий промежуток времени на контрольной группе пользователей определяется, насколько они интересны аудитории разных групп. В случае чрезвычайных событий используется ускоренный механизм прохождения этой процедуры. По результатам “прогрева” новость попадает в картину дня соответствующей группе пользователей и занимает там позицию согласно текущему читательскому интересу к ней.
Далее начинается основная фаза ее жизненного цикла, где новость ротируется в соревновании с другими материалами до тех пор, пока спрос пользователей на другие инфоповоды не вытеснит ее из актуальной новостной повестки. Все стадии этого процесса, после выхода новости от редактора, проходят практически полностью в автоматическом режиме, без участия человека. Исключения касаются только breaking news, а также завершения, опровержения или резкого изменения в развитии инфоповодов.
Новостная лента Google строится исходя из интересов пользователя. Например, если пользователь искал на YouTube трейлер какого-то фильма, то ему будет предложено подписаться на новости, связанные с этим фильмом. Кроме того, предлагается актуальная информация, связанная с новостной повесткой. В Google отмечают, что “Умная лента” целиком и полностью составляется из интересов каждого конкретного пользователя.
Пресс-секретарь НП “ГЛОНАСС” Ярослав Федосеев считает, что для попадания в топ необходимо сделать парадоксальный инфоповод, где присутствуют несовместимые понятия. “К примеру, плата за проезд через перекресток, умный лежачий полицейский, искусственный интеллект, отчисляющий студентов, дрон-дальнобойщик и др., – говорит он. – Хорошей темой для выхода в топ может стать исследование-опрос с неожиданными результатами. Сделать это может любой бренд, а при правильной подаче такой контент возьмет любое рейтинговое СМИ. Если новость получит 10-20 рейтинговых публикаций за один час, то в топе она гарантированно появится хотя бы на какое-то время”.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.