Подарки — неотъемлемая часть международных бизнес-отношений. С их помощью начинается, продолжается и поддерживается любое партнерство. Бизнес-подарки, подобранные правильно, могут привести вас к потрясающим результатам сотрудничества.
Максим Кириленко, директор по международной экспансии SeoPult, рассказывает, как выбрать подарок иностранным бизнес-партнерам.
Не подходите к выбору подарка формально.
Подарок, как бы смешно это ни звучало, может похоронить ваше партнерство или сделать его очень сложным. Поэтому не стоит подходить к этому вопросу формально, без подготовки.
Тема бизнес-подарков актуальна всегда, но в преддверии праздников она особенно важна. Я решил собрать весь свой опыт в этом вопросе и поделиться советами о том, как выбрать презент иностранным бизнес-партнерам и как его подарить. Также расскажу про коллекцию своих ошибок и как их избежать.
Я расскажу, что из этого подходит для партнеров из Азии, Европы, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Кроме того, заострю внимание на локальных особенностях: как проходит процесс вручения и как быть, когда ничего из вышеперечисленного дарить нельзя.
Памятка по странам и подаркам.
Я специально изучал вопрос про подарки в разных странах и на основе этого анализа приготовил короткую памятку. Она покрывает достаточно много стран и будет полезна при планировании командировки.
Если сомневаетесь в подарке, лучше выберете другой
Когда вы выбираете бизнес-подарок, стоит провести тщательную подготовку и продумать все моменты, связанные с тем, кому вы планируете его дарить. Важные моменты, на которые стоит обратить внимание: пол, религия, предпочтения в еде, культурные особенности.
Также отдельно стоит обдумывать подарки, связанные с алкоголем, мясом и продуктами животного происхождения, потому что они могут быть неприемлемы. Вы же не хотите приобрести и подарить что-то, что будет неуместно или даже принято строго негативно?
Если в чем-то сомневаетесь, то лучше избежать выбора такого подарка, спросить совета у местного знакомого или выбрать что-то совсем нейтральное.
Например, какой русский человек откажется от банки черной икры в комплекте с хорошей водкой? Правильно, никто не откажется. А вот в Бразилии люди совсем не воспринимают икру: красную, черную или заморскую баклажанную. Бразильцы не понимают, как ее можно есть, и икра у них вызывает строго отрицательные чувства, вне зависимости от того, сколько она может стоить.
Упаковка и вручение подарка — это 50% успеха
- Первый момент, на который стоит обратить внимание, — упаковка.
Если подарок упакован качественно, это будет символизировать серьезность ваших намерений и стремление вашей компании предоставлять качество и лучшие условия партнерства. Если упаковка выглядит плохо и неряшливо, то и впечатление от вашей компании будет соответственное.
Не кладите подарок в простую коробку или обычный пакет. Продумайте красивую упаковку — она сильно влияет на первое и последующее впечатление.
Если дарите подарок от компании, сделайте его брендированным, используйте ваш логотип, корпоративные цвета в упаковке (если они не противоречат культурным особенностям).
- Второй момент — вручение подарка.
В разных культурах существуют разные традиции касательно того, как дарить и принимать подарки. Например, вручать только правой рукой или двумя руками.
Не удивляйтесь, если в некоторых странах партнеры будут отказываться от подарка несколько раз во время встречи. Это не значит, что они не хотят его принять. Наоборот, к вам проявляют большое уважение.
Так, в Сингапуре принято несколько раз вежливо отказаться от подарка, прежде чем принять его. Также во многих культурах не принято открывать и смотреть подарки сразу. Считается, что это проявление жадности и характеризует человека с отрицательной стороны.
Понимание этих особенностей и традиций не менее важно, чем тщательный выбор подарка.
Не выбирайте очень дорогие подарки
На что еще нужно обратить внимание:
- Есть ли ограничения на стоимость принимаемых подарков.
В качестве примера приведу нашего партнера — компанию Google. Для сотрудников уровня главы регионального офиса есть ограничение на стоимость принимаемого подарка в 100 долларов США.
Если предмет дороже, то сотруднику запрещено его принимать. Учитывайте этот нюанс при выборе подарка.
- Культурные и психологические особенности человека.
Подарком вы подчеркиваете уважение к партнерству.
Не рекомендуется выходить за рамки и выбирать очень дорогие подарки. В конце концов, это бизнес, и принимающей стороне может стать неудобно, что вы дарите дорогую вещь.
Кроме того, это создаст чувство, что нужно быть взаимным и подарить вам аналогичный по ценности подарок, а это могло не входить в планы или просто не принято.
Как хороший пример можно привести подарки индийским партнерам. В Индии большинство людей заботятся о своей карме. Принимая подарок, вы должны отдать что-то равноценное взамен. А у вашего партнера могут быть банально не запланированы деньги на дорогой ответный подарок.
По мнению индийцев, это может отрицательно сказаться на карме человека. Поэтому он откажется от подарка и дальнейших взаимоотношений — это проще и не портит карму.
- Дорогой подарок может создать впечатление, что вы обращаетесь с деньгами беспечно.
Это также может негативно отразиться на будущем бизнес-партнерстве.
Хороший подарок должен быть компактным
Убедитесь, что вещь, которую вы дарите, легка в транспортировке и не вызовет вопросов, когда ваш партнер будет проходить границу. Не дарите острые предметы, растения, скоропортящиеся продукты.
Из личного опыта: Пекин, аэропорт, три часа до вылета. Китайские партнеры организовали трансфер и решили поехать проводить меня. Стоим перед стойкой регистрации. Протягивают большой пакет с чем-то тяжелым и говорят: примите, пожалуйста, от нас подарок.
Подарок — традиционный крепкий алкоголь в очень красивых бутылках. В ручную кладь взять нельзя, в багаж в коробке не сдать — разобьется. Отказаться тоже нельзя — не так поймут. В итоге 40 минут думал, как его упаковать и провезти, чтобы не нарушить традиции и не испортить хорошие отношения.
Какие подарки принято дарить в разных странах
Бразилия
Южная Корея
Индонезия
Все зависит от того, кому вы дарите подарок. Индонезия — многонациональная страна. И страна множества вероисповеданий. 80% населения — мусульмане. Поэтому выделю несколько групп.
Индонезийцы с малайскими корнями и мусульмане.
Китай
Индия