Как полюбить критику и сделать компанию более креативной
Хотя вокруг много и говорится о пользе критики, нередко именно это слово несет в себе негативную окраску. Дмитрий Трепольский объясняет, как при помощи адаптации метода критического оценивания, используемого в творческой сфере, компании могут не только сделать критику действенным инструментом совершенствования, но и развить свой творческий потенциал
Сегодня понятие креативности не связывается исключительно с эстетикой. Это скорее обязательная компетенция для каждой организации, стремящейся находить новые возможности на рынках, внедрять инновационные подходы к управлению бизнесом и создавать прорывные продукты. Но все, что касается творчества, часто вызывает большое раздражение.
Сам процесс создания является неупорядоченным, иногда хаотичным, а творческие люди могут нервничать со своей чрезмерной эмоциональностью и эксцентричностью. К тому же, консервативные компании часто имеют проблемы с привлечением креативных индивидов, которых угнетает культура жестких правил и четко определенных процессов.
Большинству компаний довольно сложно создать благоприятные для творчества условия. И в этом им может помочь внедрение процесса критического оценивания. Речь идет о формате встречи, которая изначально используется в художественной сфере. Этот подход позволяет организациям расширять пространство для творчества, лучше преодолевать неуверенность, которую порождают бизнес-проблемы, а также разрабатывать инновационные продукты.
Как работает критика?
Вы представляете группе артефакт, выслушиваете критические замечания и выборочно инкорпорируете их к его следующей версии. Если говорить конкретнее, этот процесс состоит из следующих шагов:
- Небольшая группа собирается в помещении, где выставляется артефакт (распечатанный, закрепленный на стене или спроектированный на экран). Артефактом может быть бизнес-план, графическое представление идеи, электронная таблица, документ с требованиями продукта и прочее подобное. Сама группа должна быть достаточно малочисленной, чтобы была возможность подойти к предмету и рассмотреть все его детали;
- Авторы работы описывают артефакт, при этом не предоставляя обоснований и не пытаясь убедить других в правильности своего выбора. Их задача — объективно представить свое произведение аудитории так, чтобы была понятна его суть;
- Присутствующие описывают свое восприятие продукта, четко формулируют проблемы и предлагают решения;
- Авторы не защищают свою работу и не объясняют, почему приняли именно эти, а не другие решения. Они отвечают на вопросы и (при необходимости) стараются разъяснить их смысл. Во всех остальных случаях авторы молчат и делают записи;
- После завершения обсуждения команда авторов возвращается к работе, избирательно внедряя изменения на основе обратной связи. Затем процесс повторяется снова.
В чем польза критики?
Подход критического оценивания требует создания артефакта. Это означает, что команда не просто излагает свои идеи в словах, а представляет их в материальной форме. При этом артефакт говорит: «Я имею в виду именно это, а не что-то другое», становясь воплощением определенного обязательства и заставляя команду занять четкую позицию.
Культура критики этого типа предоставляет сигнал о том, что абсолютно нормально представлять незавершенную работу, компания признает: на формулировку идей нужно время, а довести их до завершенной формы можно путем экспериментирования, которое не может быть всегда успешными. В таком случае сотрудники имеют возможность испытывать разные вещи, раз за разом совершенствуя разработку.
Чтобы метод критического оценивания заработал, команда должна предоставлять и принимать критику, а это значит, что в отношениях между людьми утвердилось доверие. Идея может быть раскритикована в пух и прах, но ее авторы идут со встречи окрыленные, чувствуя, что знают, как усовершенствовать разработку.
Критика направлена на артефакт, а не на человека, который является его создателем. Таким образом, она помогает сформировать среду, где председательствует сотрудничество. Такой подход к критике показывает, что индивиды имеют свободу выбирать: принимать критические замечания или игнорировать их. Если предложения предоставляются кем-то, кто занимает более высокую должность, это ничего не значит, ведь обратная связь рассматривается авторами, а дальше они решают — стоит ли его учесть.
Как инкорпорировать метод критического оценивания к корпоративной культуре?
Можно начать внедрять творческий подход к выполнению разнотипных задач и прививать культуру, частью которой является критика с «положительным зарядом».
Для этого руководители высших уровней должны сделать следующее:
- Демонстрировать желаемое поведение на собственном примере;
- Разрабатывая стратегию или выполняя другие задачи, представляйте сделанное в незавершенном виде, обязательно в виде каких-то артефактов, а не только на словах. Проводите регулярные сессии по критическому оцениванию, где вы будете придерживаться правила — защищать свои идеи, когда предоставляются критические замечания;
- Поощряйте руководителей «нетворческих» направлений (операционная деятельность, управление проектами или финансы) проводить аналогичные мероприятия в своих подразделениях. Разъясните людям, что в креативном пространстве должны функционировать все, а не только разработчики и дизайнеры, а творчество является «фундаментом» целой компании;
- Публично признавайте ценность не столько «доработанных» разработок, а в первую очередь тех, которые проходят через этапы совершенствования. Таким образом вы показываете, что в компании поощряется генерирование идей и что процесс не менее важен, чем результат.
Важно всегда помнить, что критика является одним из важнейших аспектов творческого процесса. Внедрив метод критического оценивания в своей компании, вы увидите, что команды будут проходить через итерации быстрее, сотрудничать теснее и чаще создавать инновационные решения сложных проблем.
Автор статьи: Дмитрий Трепольский