Лидер Российского рынка медиаизмерений

Как полюбить критику и сделать компанию более креативной

Как полюбить критику и сделать компанию более креативнойХотя вокруг много и говорится о пользе критики, нередко именно это слово несет в себе негативную окраску. Дмитрий Трепольский объясняет, как при помощи адаптации метода критического оценивания, используемого в творческой сфере, компании могут не только сделать критику действенным инструментом совершенствования, но и развить свой творческий потенциал

Сегодня понятие креативности не связывается исключительно с эстетикой. Это скорее обязательная компетенция для каждой организации, стремящейся находить новые возможности на рынках, внедрять инновационные подходы к управлению бизнесом и создавать прорывные продукты. Но все, что касается творчества, часто вызывает большое раздражение.

Сам процесс создания является неупорядоченным, иногда хаотичным, а творческие люди могут нервничать со своей чрезмерной эмоциональностью и эксцентричностью. К тому же, консервативные компании часто имеют проблемы с привлечением креативных индивидов, которых угнетает культура жестких правил и четко определенных процессов.

Большинству компаний довольно сложно создать благоприятные для творчества условия. И в этом им может помочь внедрение процесса критического оценивания. Речь идет о формате встречи, которая изначально используется в художественной сфере. Этот подход позволяет организациям расширять пространство для творчества, лучше преодолевать неуверенность, которую порождают бизнес-проблемы, а также разрабатывать инновационные продукты.

Как работает критика?

Вы представляете группе артефакт, выслушиваете критические замечания и выборочно инкорпорируете их к его следующей версии. Если говорить конкретнее, этот процесс состоит из следующих шагов:

  • Небольшая группа собирается в помещении, где выставляется артефакт (распечатанный, закрепленный на стене или спроектированный на экран). Артефактом может быть бизнес-план, графическое представление идеи, электронная таблица, документ с требованиями продукта и прочее подобное. Сама группа должна быть достаточно малочисленной, чтобы была возможность подойти к предмету и рассмотреть все его детали;
  • Авторы работы описывают артефакт, при этом не предоставляя обоснований и не пытаясь убедить других в правильности своего выбора. Их задача — объективно представить свое произведение аудитории так, чтобы была понятна его суть;
  • Присутствующие описывают свое восприятие продукта, четко формулируют проблемы и предлагают решения;
  • Авторы не защищают свою работу и не объясняют, почему приняли именно эти, а не другие решения. Они отвечают на вопросы и (при необходимости) стараются разъяснить их смысл. Во всех остальных случаях авторы молчат и делают записи;
  • После завершения обсуждения команда авторов возвращается к работе, избирательно внедряя изменения на основе обратной связи. Затем процесс повторяется снова.

В чем польза критики?

Подход критического оценивания требует создания артефакта. Это означает, что команда не просто излагает свои идеи в словах, а представляет их в материальной форме. При этом артефакт говорит: «Я имею в виду именно это, а не что-то другое», становясь воплощением определенного обязательства и заставляя команду занять четкую позицию.

Культура критики этого типа предоставляет сигнал о том, что абсолютно нормально представлять незавершенную работу, компания признает: на формулировку идей нужно время, а довести их до завершенной формы можно путем экспериментирования, которое не может быть всегда успешными. В таком случае сотрудники имеют возможность испытывать разные вещи, раз за разом совершенствуя разработку.

Чтобы метод критического оценивания заработал, команда должна предоставлять и принимать критику, а это значит, что в отношениях между людьми утвердилось доверие. Идея может быть раскритикована в пух и прах, но ее авторы идут со встречи окрыленные, чувствуя, что знают, как усовершенствовать разработку.

Критика направлена на артефакт, а не на человека, который является его создателем. Таким образом, она помогает сформировать среду, где председательствует сотрудничество. Такой подход к критике показывает, что индивиды имеют свободу выбирать: принимать критические замечания или игнорировать их. Если предложения предоставляются кем-то, кто занимает более высокую должность, это ничего не значит, ведь обратная связь рассматривается авторами, а дальше они решают — стоит ли его учесть.

Как инкорпорировать метод критического оценивания к корпоративной культуре?

Можно начать внедрять творческий подход к выполнению разнотипных задач и прививать культуру, частью которой является критика с «положительным зарядом».

Для этого руководители высших уровней должны сделать следующее:

  • Демонстрировать желаемое поведение на собственном примере;
  • Разрабатывая стратегию или выполняя другие задачи, представляйте сделанное в незавершенном виде, обязательно в виде каких-то артефактов, а не только на словах. Проводите регулярные сессии по критическому оцениванию, где вы будете придерживаться правила — защищать свои идеи, когда предоставляются критические замечания;
  • Поощряйте руководителей «нетворческих» направлений (операционная деятельность, управление проектами или финансы) проводить аналогичные мероприятия в своих подразделениях. Разъясните людям, что в креативном пространстве должны функционировать все, а не только разработчики и дизайнеры, а творчество является «фундаментом» целой компании;
  • Публично признавайте ценность не столько «доработанных» разработок, а в первую очередь тех, которые проходят через этапы совершенствования. Таким образом вы показываете, что в компании поощряется генерирование идей и что процесс не менее важен, чем результат.

Важно всегда помнить, что критика является одним из важнейших аспектов творческого процесса. Внедрив метод критического оценивания в своей компании, вы увидите, что команды будут проходить через итерации быстрее, сотрудничать теснее и чаще создавать инновационные решения сложных проблем.

Автор статьи: Дмитрий Трепольский

Обсудить проект
Интересующий вид услуг
Ваше имя
Ваша компания
Телефон
Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
Заказать обратный звонок