На сегодняшний день TikTok является наиболее быстрорастущей социальной сетью. Она насчитывает более 20 миллионов активных пользователей в России и по количеству проведенного времени обгоняет знаменитые «ВКонтакте» и Instagram. Поэтому TikTok привлекает бизнесменов, которые хотят продвигать свои товары и услуги через него. Однако с этим возникают определенные сложности. Анна Цкриалашвили, независимый PR-консультант, помогает разобраться, к чему нужно быть готовым при работе с данной соцсетью.
Аудитория и контент
Количество взрослых пользователей «ТикТок» постоянно растет. Если в начале года большинство оставалось за подростками, то пандемия и самоизоляция привели к тому, что аудитория 25–35 тоже заинтересовалась короткими забавными роликами. Но не все так гладко.
На данный момент в «ТикТоке» можно выделить несколько больших сегментов контента, у каждого из которых есть свои поклонники. Прежде всего, это фрик-контент — юмор на грани. Получает большое количество комментариев и репостов по личкам. На какое-то время становится мемом, делая автора видео локальной знаменитостью. Например, учитель физики Николай Павлович Милованов, который объясняет формулы и теоремы при помощи танцев и стишков. Большинство потребителей такого контента подростки, которые изначально не настроены на приобретение товаров и услуг.
«Наташка-восьмиклассница» — пародийные видео, которые породили собой целый жанр. Естественно, что в качестве объекта пародии может быть не только школьница. Опять же создается он для привлечения достаточно юной аудитории, хотя частенько «залетает в реки» и поколению студентов. Плюс такого контента в том, что он порождает обсуждение, потому что всегда есть те, кто воспримут ситуацию на экране на свой счет. Такой контент может продавать, однако интеграцию нужно делать максимально тонко.
Тренды и челленджи. Если вы пользуетесь «ТикТок», то точно видели сотни видео с разнообразными танцами (хотя этим данная категория не ограничивается). Их активно продвигает сама соцсеть, поэтому есть шанс получить охват у всей аудитории — от мала до велика. Кстати, нужно отметить, что приложение привлекло старшее поколение: люди, которых можно отнести к категории 50+, весьма активно существуют на этой территории.
Профессиональный контент. Красивая съемка и идеальные переходы — примеры ищите на странице Ивлеевой. Однако учтите два момента. Первый: съемка такого качества стоит достаточно дорого, а вести аккаунт вам нужно будет постоянно. Второй: видео, которые сняли профессионалы, не слишком уж нравятся публике, потому что в отличие от «Инстаграма», где изначально акцент сделан на визуал, в «ТикТок» сидит менее требовательная аудитория, для которой важнее юмористическая составляющая ролика. Аудитория у профессионалов та же самая, что и на остальных их блогах.
Экспертные видео. Место обитания репетиторов, мастеров на все руки и всех тех, кто хочет продать свои товары и услуги. Чаще всего такие видео сняты «на коленке» и не имеют хорошо продуманного сценария, а также обаятельного ведущего. Поэтому при попадании в рекомендованные такой контент чаще всего пролистывается. Однако исключения есть. Например, девушка-аниматор, которая снимает крайне забавные видео, рассказывая о случаях из своей жизни или перевоплощаясь в героев мультфильмов. Также аудитории нравится смотреть за созданием чего-либо, поэтому не стесняйтесь показывать процесс создания картины или поделки.
Приведенными выше категориями контент, естественно, не ограничивается. В TikTok нашлось место и кулинарии, и мини-фанфикам, и животным, и туториалам.
В каком направлении вести свой аккаунт? Отталкивайтесь от своей сферы деятельности. Если у вас ресторан, то покажите процесс создания блюд и напитков, а также участвуйте в челленджах. Для магазина товаров подойдут экспертные видео. Для рекламы репетитора можно в корректной форме спародировать «Наташку-восьмиклассницу». Не получается придумать концепцию? Пробуйте все или обратитесь к специалисту, который поможет составить вам стратегию (хотя если у вас есть штатный SMM-щик, то с этой задачей справится и он, так как знает аудиторию вашего товара или услуги).
Аккаунт зарегистрировали. Что дальше?
После того, как вы зарегистрировались, вам нужно привязать к аккаунту свои соцсети, а также заполнить описание профиля. Не пишите о том, что что-то продаете! Продающих аккаунтов, которые пытаются что-то «впарить» все, наелась в «Инстаграме». Лучше придумайте какую-нибудь забавную подпись, связанную с тем, чем вы занимаетесь.
Далее вернемся к тому, о чем мы говорили в прошлом разделе — выберите контент. Не стоит на первоначальном этапе создавать стратегию на несколько месяцев. Если вы самостоятельно занимаетесь продвижением, то пробуйте понемногу все, а далее анализируйте, что «зашло» аудитории.
Наверное, одной из главных проблем является выбор человека, который появится в кадре. В случае с услугами, которые оказываются самостоятельно (например, адвокат, репетитор, стоматолог и так далее) очевидно, что предприниматель должен появляться в кадре сам и работать на свой личный бренд. Но что делать, если у вас компания?
Вариант 1. Нанять специалиста, который будет отвечать за «ТикТок». Он будет заниматься созданием контента, съемкой роликов, работой с комментариями и другими задачами. Минус — требует затрат.
Вариант 2. Снимается коллектив. Например, некоторые из магазинов косметических средств Lush снимают ролики о жизни своих сотрудников. Сеть кинотеатров «Каро» пошла по этому же пути. Такой контент хорошо работает на узнавание бренда, однако учтите, что коллектив может не сильно обрадоваться перспективам постоянных съемок. А также не забудьте согласовать все юридические вопросы, такие как право на использование изображений и так далее.
Вариант 3. Ведением «ТикТок» занимается ваш штатный SMM-щик. Если он или она согласны это делать и обладают хотя бы небольшими операторскими и артистическими способностями, то вы решили проблемы. Однако не каждый специалист захочет этим заниматься. Другой вариант — создание роликов без человека в кадре, но это подойдет далеко не для каждого бизнеса.
Так как я работаю с карьерным подразделением Unilever, то мы создавали аккаунт, чтобы посмотреть, насколько интересны «местным» новости о стажировках, лидерской программе и карьерных возможностях. Так как офис закрыт на время самоизоляции и снимать ролики там не было возможности, то были попытки создать видео дома. Но это была не лучшая идея. Однако «карьерный гороскоп», который за небольшое время можно сверстать в канве собрал 12,1 тысячи просмотров и 183 лайка при том, что профиль был «нулевым» и мы никаким образом не продвигали этот видеоролик.
Вариант 4. Руководитель или сотрудник развивает свой личный бренд через TikTok. Неплохой вариант, однако, скорее всего, вам понадобится человек, который будет составлять сценарии и напоминать о том, что пора «варить» контент. Минус: если сотрудник решит уволиться, то придется срочно придумывать что-то новое.
Сняли и загрузили ролик. Можно ждать увеличения продаж?
Сколько товаров вы продали после своего первого поста в «Инстаграм»? То же самое вас ждет и в «ТикТок». Учтите, что обновлять профиль придется постоянно, хотя бы 2–3 раза в неделю (но лучше чаще). Также помните о том, что в рекомендованное может попасть совсем не то, что вы ожидали. Это нормально.
Кстати, количество подписчиков для TikTok не так важно, ориентироваться нужно на просмотры, которые приходят чаще всего из «река». Поэтому не забывайте ставить хэштеги и хотя бы периодически участвовать в челленджах и трендах. А вот гивы при продвижении лучше не использовать, так как существует вероятность попасть в теневой бан и больше из него не выбраться.
Не украла, А УКРАЛА
Каким должен быть контент, чтобы он нравился пользователям TikTok?
- Веселым. Юмор заходит больше всего. Однако не стоит повторять за самыми отвязными блогерами: они работают на свой личный бренд, а вы возможно рискуете репутацией компании. Поэтому черный юмор и шок-контент приберегите для своих друзей.
- Нормального качества. Не стоит тратить деньги на профессионального оператора, но простейший монтаж все-таки стоит освоить (проверено на личном опыте). А также не поленитесь изучить инструменты, которые предлагает сам «ТикТок».
- Актуальным. Не стесняйтесь использовать тренды: большая часть «ТикТок» состоит из того, что кто-то за кем-то повторил. Но все-таки не допускайте слепого копирования, придумывайте собственные фишки.
- «Не впаривающим». Не стоит продавать каждым своим движением и словом. Люди в «ТикТок» пришли развлекаться, а не делать покупки. Поэтому, если не хотите, чтобы большинство нажало на кнопку «не интересно», то подавайте свой товар или услугу максимально тонко.
Продвижение
Также, как и в любой другой социальной сети, в TikTok можно купить рекламу. Например, сейчас пользователям активно показывают ролик чая Curtis с участием известного блогера. Однако больший интерес вызывает то, как сделать продвижение бесплатно.
Про контент мы уже поговорили. Однако стоит упомянуть о дуэтах и реакциях, когда вы снимаете ролик «вместе» с другим пользователем, одновременно продвигая друг друга. Такие видео достаточно часто попадают в «рек», а полработы уже, считай, сделано.
Также советую не забывать проверять комментарии. Старайтесь вытянуть пользователей на дискуссию, это поможет улучшить статистику.
Будьте в числе первых, участвуя в разнообразных челленджах и трендах. Не бойтесь быть смешным — и люди к вам потянутся.
Не забывайте делать анонсы своих видео в других соцсетях. Если у вас большая аудитория в ВК или «Инстаграме», то постарайтесь увести ее в «ТикТок».
Автор: Анна Цкриалашвили
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.