Лидер Российского рынка медиаизменений

Как россияне провели 2020 год — исследование МТС

Как россияне провели 2020 год — исследование МТС

Используя обезличенные большие данные МТС, в том числе информацию цифровых сервисов собственной экосистемы, оператор изучил, что изменилось в жизни россиян в 2020 году.

Всегда оставались на связи

Встреч было намного меньше, но тем важнее стали звонки, чаты и SMS. Мы чаще разговаривали с близкими, дольше общались и обменивались новостями в соцсетях и мессенджерах, привыкли смотреть кинопремьеры, сидя на домашних диванах, полюбили короткие видео как новый формат самовыражения и немного потеряли на этом фоне интерес к мобильным играм.

  • Мы очень хотели общаться друг с другом, несмотря на все ограничения, — в этом году среднее время разговоров по мобильному впервые за последние годы выросло. В среднем за 2020-й россияне стали разговаривать на 12 минут больше, чем в 2019-м. Но главной связующей нас сетью стал интернет — трафик передачи данных вырос почти на 40%.
  • Социальные сети возместили собой недостаток личного общения. Независимо от возраста, мы шли туда, чтобы получить свежую информацию, найти коллег и знакомых, пообщаться в группах по интересам.
  • 2020-й стал годом видео, так как все прочие зрелища — музеи, театры, путешествия, стадионы — часто были недоступны. Мы ловко освоили модный Tik-Tok, многие открыли для себя онлайн-кинотеатры и стали часто пользоваться видеозвонками.
  • Мы избегали людных мест и стали с ещё большей неохотой смотреть на перспективу идти куда-то с бумажной квитанцией. Особенных успехов в этом достигли люди старшего поколения, которые вопреки своим привычкам оценили возможность платить за всё не выходя из дома.
  • 2020 год не слишком подходил для новых знакомств — дейтинговые сервисы впервые не попали в топ-5 популярных приложений. Но чем труднее было искать новых встреч, тем сильнее мы сосредоточивались на том, чтобы беречь себя и своих близких.

Тратили и зарабатывали онлайн

Мы начали активнее покупать онлайн, тратить деньги на благотворительность и думать о том, как приумножить свой капитал, — учились инвестировать.

  • Покупать и рассчитываться в магазинах как раньше мы часто не могли и стали доками в онлайн-шопинге и бесконтактной оплате. Количество онлайн-платежей за покупки и услуги за 2020 год выросло почти на треть. В топ категорий онлайн-расходов вошли оплата такси, продуктов и онлайн-игр.
  • В офлайне мы делали покупки реже на 18% по сравнению с 2019 годом. В традиционных торговых точках жители России чаще всего приобретали продукты, одежду, товары для дома, кофе и другие напитки навынос. Примечательно, что в 2020 году пятую строчку рейтинга занял фастфуд, вытеснив алкоголь.
  • 2020-й показал, что мы с вами неравнодушны к чужим проблемам, а их, чего уж там, в этом году хватало. Стремясь помочь, мы гораздо чаще жертвовали на благотворительные цели: количество переводов в благотворительные организации увеличилось за год на 79%. Чаще всего пожертвования делали жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Свердловской области, Хабаровского края, Ростовской области, Татарстана и Ханты-Мансийского автономного округа.

У некоторых из нас появились свободные деньги, отложенные на путешествия и другие несостоявшиеся проекты. Мы захотели использовать эти деньги с умом, активно осваивая различные инструменты инвестиций — в теории и на практике. Особенно высокой инвестиционной активностью отличились москвичи — жители столицы стали инвестировать свои деньги в акции, облигации и другие финансовые инструменты в пять раз активнее по сравнению с прошлым годом. Большой интерес россиян к этой теме показывает и выбор книг в категории «Саморазвитие и образование» сервиса «МТС Библиотека», самыми популярными из которых стали:

1. «Богатый папа, бедный папа», Роберт Кийосаки.

2. «Думай и богатей: золотые правила успеха», Наполеон Хилл.

3. «Квадрант денежного потока», Роберт Кийосаки.

Изменили маршруты своих путешествий

Для путешествий, особенно за границу, у нас было гораздо меньше возможностей, и мы решили лучше изучить регионы родной страны.

  • Мы не разлюбили море и яркое солнце тёплых стран, но закрытие границ и собственный здравый смысл побуждали нас не покидать Россию. Кое-кто, конечно, добрался до популярных Турции и Таиланда, но таких было не слишком много, около 2%.
  • Компании старались не отправлять своих сотрудников в командировки и научились решать все вопросы удалённо. Количество рабочих поездок по России резко сократилось, и в целом из региона в регион в 2020-м мы ездили на 20% меньше, чем в 2019-м.
  • Наше собственное стремление к безопасности часто ставило под сомнение и идею отдыха в другом российском городе. Впрочем, если ездили, то всё туда же: столица, море, Крым…

Оставались дома, но не скучали

Смеялись под «Холопа», танцевали под трек «Девочка, танцуй» Artik & Asti и играли в Fortnite.

  • Мы не утратили свою любовь к театру, мюзиклам и цирку, вырываясь туда при первой возможности.
  • Увлеклись просмотром концертов и кино дома — в этом году мы в пять раз чаще пользовались онлайн-кинотеатрами, выбирая фильмы и сериалы самых разных жанров.
  • Весь год отлично заходила русская музыка и книги по саморазвитию. Геймеры же тратили бессонные ночи на Fortnite и стримы Dota 2 — вот это, пожалуй, не сюрприз. 

 

Меньше гуляли, но держали себя в форме

Мы вынужденно меньше ходили, но наконец-то завели привычку тренироваться дома.

  • Весной 2020-го все мы стали домоседами: так, в Москве длина среднего дневного маршрута в марте сократилась вчетверо по сравнению с январём. Мы почти на 20% стали меньше ходить.
  • Но при первой же возможности мы вернулись к спорту. С лета 2020 года продажи спортивных товаров начали расти и увеличились в полтора раза по сравнению с 2019 годом.

Обустраивали дом и дачу

Проводя больше времени дома, в своей квартире или за городом, мы отчётливее поняли, как многое в нашем жилище требует ремонта, замены, обновления. В итоге — взяли в осаду строительные магазины.

  • Продажи мебели, товаров для дома и ремонта (обоев, краски, электрических и осветительных приборов, зеркал, посуды и т. п.) выросли на 34% — мы согласились остаться дома, но только со всеми удобствами.
  • Лесоматериалы, цемент, песок, кирпич — мы засучили рукава и, чего уж там, раскошелились: в начале дачного сезона покупали на 65% больше стройматериалов, чем годом ранее. Почти на 40% активнее в своих тратах были садоводы.

Завели домашних питомцев

В этом году наши дома стали уютнее не только благодаря ремонту — во многих семьях появились домашние любимцы.

  • Количество покупок товаров для животных, начиная с весны 2020 года, стало расти и увеличилось в два раза по сравнению с 2019 годом.
  • Чаще всего зоотовары покупали в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской и Новосибирской областях.

Больше работали и больше спали
Мы освоили «удалёнку»: научились проводить совещания онлайн, в пижамах и в обнимку с котом.

  • С марта мы стали активно переходить на удалённый формат работы. В Москве, где ситуация была самой острой, весной из дома работали две трети офисных сотрудников. После ослабления ограничений летом — примерно каждый пятый. С октября в столице количество удалённых работников снова стало расти, до 34% в декабре.
  • Домашний офис оказал влияние на активность сотрудников в течение дня. Мы медленнее приступали к задачам после пробуждения, но стали меньше времени тратить на обед и больше «задерживаться после работы». В среднем рабочий день увеличился до 10 часов.
  • Но «удалёнка» — это не только работа. Благодаря ей среднее время сна москвичей увеличилось почти на час — до семи часов 25 минут. Люди стали примерно на полчаса позже вставать и раньше ложиться.

  • Большое количество звонков и онлайн-конференций сделали главным гаджетом года беспроводные наушники: их продажи в 2020 году выросли на 45% в денежном выражении.
  • Мы стали держаться за свою работу. Количество увольнений по собственному желанию и число отправляемых резюме в МТС снизились больше чем на 30% в апреле и мае, как в сравнении с другими месяцами этого года, так и в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, — весной мы неохотно решались что-то менять, предпочитая стабильность неизвестности. К лету и мы, и работодатели адаптировались к ситуации, с июня люди вновь стали откликаться на вакансии.

Переводили бизнес в цифру

Этот год подстегнул многие компании к цифровизации — использованию решений, позволяющих быстрее реагировать на изменение ситуации, удалённо контролировать бизнес-процессы и организовывать работу сотрудников.

  • Наиболее активно цифровые решения в 2020 году внедряли компании в сферах производства и обработки, транспорта, финансов и страхования, торговли и сферы услуг.
  • С переходом на «удалёнку» больше компаний почувствовали необходимость в облачных решениях — спрос на облачные сервисы МТС вырос практически в два раза к 2019 году. Кроме торговых, финансовых, производственных, транспортных и добывающих компаний, которые и в прошлом году активно работали с облачными решениями, больший интерес к подобным сервисам проявили образовательные и научные учреждения.
  • В этом году компании в 2,5 раза чаще по сравнению с 2019 годом внедряли решения для организации работы разъездных сотрудников — определения местонахождения курьеров и транспорта, автоматического распределения задач и контроля за их выполнением. Всплеск спроса (восьмикратный, по данным МТС) на такие продукты пришёлся на март-апрель. Все эти сервисы были востребованны не только у крупных компаний, которые традиционно являются основными их потребителями, но и у малого и среднего бизнеса.
  • Возвращение людей в офисы и непрерывная работа производств потребовали новых технологических решений для обеспечения безопасности сотрудников: на 42% вырос спрос на сервисы видеонаблюдения, в том числе на тепловизоры. Компании из сегментов ритейла, промышленности, недвижимости, образовательные учреждения и городские власти использовали умные камеры для обеспечения безопасности и контроля за соблюдением социальной дистанции и санитарных норм.

Наблюдали, как города становятся «умнее»Цифровизация городов России ускорилась, несмотря, а во многом и в связи с пандемией. Особенно востребованы стали решения для обеспечения безопасности жителей и создания нового уровня комфорта в наших домах.

Спрос на цифровые сервисы со стороны городских и областных администраций вырос в три раза. Тепловизоры и камеры для контроля температуры в общественных местах (метро, аэропорты, вокзалы), а также услуги геоаналитики для поиска нарушителей карантина и мест, где в период самоизоляции скапливалось большое количество людей, стали самыми популярными решениями для цифровизации городов в 2020 году.Умнее стали и многоквартирные дома. На апрель-май пришёлся пик спроса на цифровые решения со стороны управляющих компаний: наиболее востребованными оказались системы автоматического сбора показаний счётчиков и выставления счетов, а также приложения для общения с жителями и проведения онлайн-голосований.

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок