Как сторителлинг, коммуникация и смысл влияют на развитие бизнеса
Бизнес без истории больше не эффективен, потому что люди выбирают «бренды со смыслом». Как бизнесу понять клиента и создать историю, которая откликнется у аудитории?
Как сторителлинг меняет наше восприятие и как использовать это в бизнесе — рассказывают преподаватели интенсива школы MACS.
Сторителлинг, коммуникация и смысл — так можно обозначить повестку последних лет, главную идею, пронизывающую взаимоотношения от бизнеса до семьи. Люди рассказывали друг другу истории со времен палеолита, рисуя на скалах сценки из жизни охотников и собирателей, потом появился язык, а вместе с ним мифы, легенды и эпос. В ХХ веке к созданию легенд стали активно подключаться бренды.
Истории, которые создают бренды
Marlboro, Harley-Davidson, MasterCard — при упоминании этих названий в голове вспыхивают отчетливые образы героев и их яркие истории, увиденные в рекламе. Red Bull окрыляет, Nike помогает справиться с отговорками, L’Oréal поднимает самооценку. Нам нравится быть частью нарратива, мы воспринимаем себя и окружающий мир через повествование и даже внутренний диалог по сути является личным рассказчиком — закадровым голосом, описывающим все происходящее с нами на протяжении жизни.
Мы окружаем себя историями: следим за жизнью звезд, коллег и друзей, читаем новостные ленты, смотрим сериалы. И даже нововведение соцсетей, которое так органично вписалось в нашу виртуальную повседневность, называется «Истории». В отношениях потребителей с брендами потребность быть частью общей истории стала одной из ведущих, участвовать в одноразовом акте покупки продукта компании без образа и философии покупателю неинтересно. Невыгодно это и бренду. Человек охотнее идет на контакт с компанией, которая не только открыто рассказывает о своем опыте и внятно транслирует ценности, но и предлагает ему стать участником нарратива. Это — более глубокий уровень коммуникации, подразумевающий долговременные отношения.
Скажи мне, и я скажу тебе: как маркетинг из монолога превратился в диалог
Вплоть до ХХI века, маркетинг представлял собой одностороннюю коммуникацию, направленную сверху вниз, от компании к потребителю. Бренды вещали что-то, не особо интересуясь мнением клиента. Тогда такая позиция была нормальной, потому что соответствовала эпохе.
Развитие технологий, появление интернета и соцсетей сильно повлияло на мир и структуру взаимоотношений между компаниями и потребителями, сделав их общение двусторонним. Изменился мир, изменились люди, изменились отношения. Если раньше манипулятивный маркетинг, рейдерский захват внимания и властная позиция компаний воспринимались как нечто само собой разумеющееся, то сейчас это не только признак признак дурновкусия, но и вероятность остаться не у дел.
Как меняться, чтобы остаться в контакте с клиентом
Брендам необходимо признать свою зависимость от потребителя, наличие которой весьма объективно, ведь если продукт не будут покупать, не будет и бренда
За счет технологий компании стали очень близки к своему потребителю. Можно быстро протестировать новый продукт, рекламу или идею, получить большое количество данных и на основании предпочтений аудитории составить полный портрет покупателя. Это позволяет сделать коммуникацию адресной и эффективной. Потребитель в свою очередь может быстро дать фидбэк, молниеносно среагировать на инициативу бренда, высказаться относительно его деятельности и предложить свои идеи по развитию компании.
Лидер краудфандинга Kickstarter — ярчайшее воплощение коммуникации как философии компании, был создан с целью помочь проектам с реализацией собственных идей. Площадка, где любой стартап мог рассказать о себе и попросить денег на развитие, стала сверхпопулярной и соединила тех, кто желал исполнить мечту и тех, кто хотел им помочь, ощутив при этом причастность к общему делу. Материальный стимул в данном случае был вторичен, но проект принес своим создателям миллионную прибыль.
Сейчас у брендов есть возможность качественно измениться, вступив в диалог с аудиторией. Мы на интенсиве в школе MACS учимся этот диалог создавать и понимать желания клиентов.
В чем сила, бренд? Почему понимание своих потребностей, целей и желаний добавляет тысячу очков к силе
Бизнесу предлагается много решений не только в организации процесса производства, но и по части маркетинга, позиционирования, брендинга. Однако предпринимателям бывает сложно сориентироваться в тенденциях и увидеть историю своей компании в целом, сформулировать ее роль, философию и ценности. Главным звеном, соединяющим бренд, продукт и потребителя в единый нарратив является смысл.
Смысл — соединительная ткань мира, без которой он моментально начинает распадаться на атомы. Сегодня сила компаний — это не агрессия, а уверенность и спокойное понимание своей роли, образа и философии. И тогда на перефразированное риторическое «В чем сила, бренд?», можно с уверенностью ответить «Сила в смысле».
Например, известная компания Zappos, которая стартовала как онлайн магазин обуви, прославилась не только благодаря великолепному клиентскому сервису, но и тому, что Тони Шей — гендиректор ритейлера, выбрал счастье в качестве корпоративной идеологии. Компания разработала и внедрила целую систему оценки счастья для работников и покупателей, начиная от учета времени, проводимого сотрудниками на рабочем месте до анализа устройства производственных цепочек. Zappos стали легендой благодаря своей философии, которая несмотря на свою утопичность стала основой корпоративной культуры.
Спустя 10 лет компанию Zappos выкупил Amazon с целью внедрения у себя аналогичного клиентоцентрированного подхода, который в долговременной перспективе показал себя более выгодным, чем стандартные сервисы
Коммуникация — это не только способ общения, но и процесс связки знаний и области науки, на стыке которых рождаются: нейрофизиология, бионика, квантовая биохимия и многие другие современные дисциплины.
В бизнесе также возникают междисциплинарные направления, сочетающие в себе маркетинг, психологию, аналитику, брендинг и пиар. Новые системы исследуют бизнес-процессы с необычных ракурсов, например, с точки зрения психоанализа, теорий потребностей или сценарного проектирования. Такой подход может быть эффективен в области поиска стиля и образа, выстраивания коммуникаций и формирования ценностей компании.
Эти методики эффективны не только для стартапов, но и для бизнеса, владельцы которого решились на реструктуризацию. Любая компания, желающая выстроить целостный образ бренда, внятно рассказать собственную историю и отказаться от токсичных моделей взаимодействия может смело применять подобные подходы. С их помощью разрабатывая стратегии развития, рекламные кампании или решения для новых продуктов.
Два главных вопроса, которые помогут найти смысл
Главная мысль подхода, основанного на смысле, сторителлинге и коммуникации состоит в том, что для успешного развития бизнеса необходимо мыслить длинными сроками. Схема «Купи-продай» эффективна здесь и сейчас, это тактика, но создание серьезных компаний подразумевает стратегию. И для того, чтобы дело не развалилось через несколько лет, необходимо с самого начала ответить на два важных вопроса: «Зачем я занимаюсь этим?» и «Почему это важно для меня и других?». Ответы на эти вопросы определяют главный смысл, на который позже нанизывается экономика, логистика, управление и бизнес-модели.
Авторы статьи: Мила Кудрякова и Василий Эсманов