«Где мне купить рекламу?» – сегодня это один из самых злободневных вопросов для просто подавляющего большинства владельцев Телеграм-каналов. Вопрос стал особенно актуальным в связи с недавней отменой блокировки Телеграм в России.
В этой статье я поделюсь собственными наработками, которые будут полезны как новичкам, так и опытным администраторам. Рекомендую сразу добавить статью в закладки, чтобы всегда иметь ее под рукой. Буду рад обсудить конкретные примеры/вопросы в комментариях.
Каналы для размещения рекламы в Телеграм, конечно, нужно выбирать по объективным показателям (метрикам).
Для поиска этих показателей существуют два сервиса:
- tgstat.ru
[бесплатный, с меньшим функционалом]
- telemetr.me
[платный, с бОльшим функционалом]
В этой статье будет рассмотрен анализ каналов на базе Telemetr, т.к. данный сервис предоставляет все нужные данные (в бесплатном аналоге не хватает некоторых важнейших функций).
I. Предварительная подготовка Телеграм-канала
Перед покупкой рекламы канал уже должен быть заполнен информацией. “Минимальное число постов” перед покупкой рекламы для молодого канала зависит от его тематики, в среднем рекомендуется написать 10-15 постов.
Желательно, чтобы на канале уже было 200-300 подписчиков. Источники получения первых подписчиков подробно описаны в этой статье.
II. Заведение аккаунта на Телеметр
Регистрируемся на сервисе и оплачиваем подписку на необходимый период.
URL: telemetr.me
На момент написания этой статьи доступны тарифы на один, два, три и шесть месяцев.
III. Поиск лучших каналов из Вашей ниши. Предварительный анализ
Заходим в “Поиск по каналам” на Telemetr и отбираем популярные каналы из Вашей ниши.
Можно искать и по категориям, и по ключевым словам.
Скриншот выдачи по наиболее популярным маркетинговым каналам. Показатели поиска: категория “Маркетинг/SMM”. Сортировка по числу подписчиков. Телеметр Активный Пиар
На скриншоте мы видим пример выдачи каналов категории Маркетинг/SMM, отсортированных по количеству подписчиков. На начальном и среднем этапах раскрутки рекомендую размещаться на каналах, имеющих до 30,000-50,000 подписчиков.
Любая покупка рекламы сопряжена с неким количеством ошибок. Исключая наиболее дорогие размещения, мы автоматически исключаем и “слишком дорогие” ошибки. Рекомендую этот подход.
Установите максимальную стоимость ошибки
Речь идет о максимальной стоимости одного размещения. В самом начале рекомендуется установить этот лимит в пределах 5,000-10,000 руб.
Зачем это нужно? – Чтобы не наломать дров на слишком большие суммы, допустив лишь одну-единственную ошибку.
Поставили себе бюджет на раскрутку, скажем, в 70 тыс. руб. в месяц. Определили “максимальную стоимость ошибки” в 7,000 руб. В данной ситуации вероятность”спалить вхолостую” весь бюджет стремится к нулю, т.к. ошибиться сразу 10 раз подряд практически невозможно.
В большинстве случаев молодому (небольшому) каналу стоит начинать рекламироваться на небольших и средних каналах. Покупать рекламу на крупных каналах (50,000 подписчиков и более) в первое время не стоит. Слишком велик шанс ошибиться.
Самые крупные каналы стоит исключить, т.к. “стоимость ошибки” с ними слишком велика.
Скриншот выдачи по популярным маркетинговым каналам. Настройки поиска: категория “Маркетинг/SMM”, подписчиков до 30,000, ER > 20%. Сортировка по числу подписчиков. Телеметр Активный Пиар
На этом скриншоте мы видим каналы из категории маркетинг/SMM, имеющие до 30,000 подписчиков и ER > 20% (соотношение числа просмотров к числу подписчиков за последние 7 дней – прим. АП). В большинстве случаев анализ новой ниши следует начинать именно с таких каналов.
Для старта работ потребуется буквально 3-4 канала из поиска.
Далее нам необходимо детально проанализировать эти каналы и составить “белый список” каналов, выбирая лучшие блоги в определенной категории.
Для этого проверяем два ключевых показателя:
- источники аудитории;
- качество рекламных интеграций.
1) Источники аудитории
[где рекламировался ЭТОТ канал]
Открываем статистику канала внутри сервиса и оцениваем из каких источников получена аудитория этих каналов. Именно источники трафика являются одним из важнейших показателей качества канала.
Скриншот источников трафика канала Активный Пиар, Телеметр Активный Пиар
На скриншоте мы видим данные по источникам трафика канала “Активный Пиар“. Данному каналу присвоены тематические рубрики “Маркетинг/SMM” и “IT”. На скриншоте выше мы видим, что рекламные размещения происходили в тематических каналах, все OK.
Так, у условного канала про моду, источники трафика могут быть как тематическими (другие модные каналы), так и “черными” (например, из каналов про всевозможные сливы, юмор и пр.) Каналов, набравших свою аудиторию на нетематических (как правило, черных) источниках, стоит избегать.
Теперь давайте посмотрим в каких каналах размещались рекламные посты “Активный Пиар“, это нам интересно. Точно также эти каналы-доноры и анализируем уже их трафик (таким образом число каналов для анализа быстро расширяется – прим. АП).
2) Качество рекламных интеграций
[что и как рекламировалось в данном канале]
Проверяем что эти каналы рекламировали у себя. Обязательно должны выполняться следующие условия:
- Вся реклама носит или тематический или околотематический характер.
- На все прочие тематики приходится не более 10% размещений.
- Реклама любых черных/серых видов деятельности полностью отсутствует.
- Рекламные посты размещаются не чаще 3-х раз в неделю.
Если эти простые пункты не выполняются – весьма вероятно, что активная аудитория канала уже полностью выжжена и те значения подписчиков и просмотров, которые Вы видите не имеют никакого отношения к реальности. Можно переходить к следующему каналу.
Скриншот страницы рекламной отдачи канала “На пенсию в 35”. Тематика канала: инвестиции. Телеметр Активный Пиар
На скриншоте выше мы видим, что в канале “На пенсию в 35” размещались тематические и близкие по тематике каналы. Средняя частота размещений составляла 1-3 в неделю. Все ОК.
Постепенно составляем список лучших каналов ниши и подписываемся на самые интересные из них.
Впоследствии это поможет и следить за их контентом, и наблюдать за тем, чью рекламу они размещают и с кем делают ВП (взаимопиар).
IV. Предварительный анализ Телеграм-канала
Как только список каналов составлен (или параллельно с составлением этого списка) делаем предварительный анализ каждого из них.
Давайте предварительно проверим канал “Дивиденты Forever“.
Нам нужно проверить откуда пришли его подписчики, сколько подписчиков приносило каждое рекламное размещение и какую рекламу размещали в самом канале.
Скриншот аналитики канала “Дивиденты FOREVER”, Телеметр Активный Пиар
На скриншоте представлена первая страница аналитического отчета для канала “Дивиденты FOREVER”:
- на этот канал подписаны 33,647 человек (изменение за месяц: +7,227 подписчика);
- в среднем каждый пост получает 7,480 просмотров, что соответствует ER в 22.2%;
- в таблице размещений (левый нижний угол скриншота) мы видим, что канал размещает большое количество постов и репостов (в промежуток с 8.00 до 14.00 на канале вышло более 10-ти постов);
- на графике в правом нижнем углу мы видим плавный рост подписчиков с момента создания канала. Без резких “провалов”. Динамика хорошая.
- поскольку канал имеет более 30,000 подписчиков, на этапе предварительной проверки обязательно необходимо проконтролировать его историю описаний и названий. Это необходимо, чтобы убедиться в том, что канал не переименовывался из условного “Юмора” в “Бизнес”. Переходим на кладки “История описаний” и “История названий”. У этого канала все ОК.
Проверим какую рекламу размещали авторы “Дивиденты Forever”. Для этого переходим на вкладку “Рекламная отдача”:
Страница “Рекламная отдача” канала “Дивиденты Forever”, Телеметр Активный Пиар
Из данного скриншота мы видим, что размещения носят тематический характер. Все ОК.
Итак, согласно предварительной оценке данный канал выглядит хорошо. Для принятия окончательного решения о покупке потребуется более детальный анализ. Давайте разберем его по шагам.
V. Детальный анализ каналов
Продолжим анализировать канал “Дивиденты Forever“.
В рамках детального анализа нам нужно оценить два основных фактора:
- вероятность накрутки подписчиков;
- оправданность стоимости размещения.
1) Вероятность накрутки подписчиков
Для анализа этого фактора посмотрим на график набора подписчиков. Особенно нас будут интересовать периоды интенсивного роста.
График “Подписчиков по дням” канала “Дивиденты Forever”. Телеметр Активный Пиар
На графике мы видим, что в начале июня на канал подписалось сразу 6,000-7,000 человек. Пик подписок пришелся на 5 июня, когда за одни сутки канал получил рекордные 2,078 подписчиков.
Такие “аномалии” на графике интересуют нас больше всего, т.к. у данного канала много упоминаний в других каналах и источники плавного роста понятны.
Давайте разберемся откуда пришли эти люди. Нажмем на эту точку графика (данные за 5 июня) и перейдем в почасовую таблицу Подписок/Отписок.
Таблица подписок за 4-5 июня канала “Дивиденты Forever”. Телеметр Активный Пиар
Как видно из скриншота, в эти дни не было упоминаний на других каналах.
Это очень тревожный сигнал, у которого может быть всего два объяснения:
- канал получил трафик из внешних источников;
- канал накрутили ботами.
Наиболее популярными внешними источниками трафика для Телеграм-каналов являются YouTube и Instagram. Оба источника отображаются в статистике Телеметра, но в случае с данные каналом упоминаний ни там, ни там не было.
Менее популярным способом получения внешнего трафика является упоминания в крупных СМИ. Данная история относится исключительно к авторским каналам за которыми стоят известные в своей сфере люди.
Вычислить этот фактор, на самом деле, также очень просто, т.к. для того, чтобы на канал перешли 5-7,000 человек из внешнего источника, должны соблюдаться два редких условия:
- автор должен быть известен;
- размещение должно быть в ТОПовом медиа.
Выполняем несложный поиск по названию канала, ограничив диапазон дат:
Скриншот заголовка статьи “Инвестор Морозова рассказала о трехзначных доходностях на пенсии”, rbc.ru Активный Пиар
Сразу же видим, что интервью было размещено вечером 4 июня, его просмотрели 62,714 раз. По данным Телеметр мы видели, что Телеграм-канал получил за это время около 7,000 подписчиков, что составляет около 11.5% от числа просмотров. Реалистичный результат.
Стоит отметить, что данный пример относится к разряду достаточно сложных. В большинстве случаев подобная “горка” подписчиков или легко объясняется за счет упоминаний в других ТГ-каналах, или за счет рекламы на YouTube/Instagram (все факторы видны прямо в Телеметр), или же канал просто накручивает ботов.
Как правило, каналы-накрутчики имеют большое количество неожиданных “всплесков”, которые носят однотипный характер. Их видно и по графику, и по таблице Подписок/Отписок.
Канал “Дивиденты Forever” проверку на накрутку подписчиков прошел, все ОК.
2) Оправданность стоимости размещения
Для принятия окончательного решения нам осталось лишь подсчитать “вероятную стоимость подписчика”.
Поставьте себе лимиты “стоимости подписчика”
Эффективность рекламы в Телеграм принято измерять в виде “стоимости подписчика”.
Значение данного параметра подсчитывается следующим образом: общая стоимость размещения в канале-доноре делится на количество человек, пришедших на Ваш канал.
Например, стоимость рекламы в канале-доноре составляет 12,000 руб., после размещения аудитория Вашего канала выросла на 800 человек. Стоимость подписчика: 12000/800 = 15 руб.
“Справедливая стоимость” подписчика варьируется в зависимости от тематики канала. В общем случае можно сказать, что платить за подписчика более 30 руб. нецелесообразно.
Стандартная “вилка цен” составляет 10-30 руб./подписчик.
Давайте посмотрим как это работает на нашем примере. Переходим во вкладку “Рекламная отдача”:
Вкладка “Рекламная отдача” канала “Дивиденты Forever”. Телеметр Активный Пиар
На скриншоте мы видим, что по результатам четырех последних размещений каналы получили от 200 до 641 подписчика за первые 24 часа с момента размещения.
Разница в результатах чаще всего объясняется тремя факторами:
- соответствие тематики канала размещаемому посту;
- текст рекламного сообщения;
- время размещения.
Правильный текст для рекламного поста
Помните, что он выполняет роль превью Вашего канала и именно опираясь на него потенциальные подписчики решают интересен ли им Ваш контент или нет. В данном тексте обязательно следует ответить на вопрос, который спросят многие: “Что я получу, подписавшись на этот Телеграм-канал?”
Рекомендуется также активно подключать эмоциональные усилители, описывая конкретные проблемы, “боли”, с которыми поможет справится Ваш канал.
Важно! Хорошо составленный рекламный пост может очень существенно влиять на рекламную отдачу. Согласно статистике Telemetr, рекламная отдача с одного и того же Телеграм-канала для разных рекламодателей может отличаться до 2-3 раз. Основная причина заключается как раз в качестве рекламных текстов.
Всегда берем за основу среднее значение, которое в данном случае составляет 472 подписчика.
Как правило за первые сутки с момента рекламного размещения на канал переходит 70-80% новых подписчиков. Обычно рекламный пост держится в канале 2-3 дня. Таким образом можно предположить, что в среднем, с этого размещения получается 566 подписчиков (добавляем 20%).
566 подписчиков – это наша “прикидка” по потенциальному результату размещения. Весьма приблизительная, но очень полезная. Давайте переведем ее в деньги.
В данной тематике (Инвестиции) стоимость подписчика является достаточно высокой и даже 30 руб. за подписчика здесь будут оправданы. Но хотелось бы 20 руб. 🙂
Подчитаем справедливую вилку цен:
566*20 = 11,320 руб.
566*30 = 16,980 руб.
Итог: в данном канале стоит размещаться при условии стоимости размещения до 17,000 руб. Вероятная вилка для канала составляет: 11,500 – 17,000 руб.
Далее общаемся с владельцем канала и сопоставляем запрашиваемую стоимость рекламы с нашим расчётным показателем. Торгуемся. Если удается договориться дешевле – это удача 🙂
В ближайших статья мы рассмотрим еще несколько интересных моментов использования сервиса с позиции владельца канала.
Автор: Дима Зайцев
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.