Как устроен Пикабу
Все стратегические задачи Пикабу разделяются между основателем и директором по развитию. Основатель — Максим Хрящев — занимается продуктом и поддержкой пользователей, а директор по развитию — Всеволод Киров — отвечает за всё, что связано с выручкой и маркетингом. По словам Всеволода, когда он пришёл в Пикабу в августе 2018 года, компания была больше похожа на стартап, несмотря на то, что на тот момент отпраздновала девятилетие. С тех пор Пикабу сильно вырос: более чем в три раза по выручке и количеству специалистов в штате.
Пикабу — бизнес с человеческим лицом. Шутка с долей шутки.
Всеволод Киров, директор по развитию Пикабу
О падении количества уникальных посетителей платформы
На пике у Пикабу было 43 миллиона уникальных пользователей, однако потом на площадку негативно начали влиять внешние факторы: источники трафика раз в полтора-два года меняют свои настройки, что приводит к падению количества «уников».
Сейчас у Пикабу уникальных посетителей существенно меньше, чем было полтора года назад, однако компания решила фокусироваться на динамике роста активной аудитории и длительности просмотра контента. Например, среднее время просмотра у Пикабу составляет восемь минут, соотношение просмотров и визитов — 3,46 минут.
Важнее менее активного пользователя превратить в более активного, чем из случайного пользователя сделать лояльного.
Всеволод Киров, директор по развитию Пикабу
Как соблюдать баланс «реклама — пользователи»
Всеволод рассказал, что реклама на Пикабу балансируется двумя факторами:
- во-первых, в компании большое значение имеет мнение основателя: некоторые возможные позиции просто не монетизируются, поскольку founder считает их неприемлемыми: например, анимированная реклама.
- во-вторых, есть заранее оговоренные правила игры: Пикабу против всех форматов раздражающей рекламы — всё, что всплывает, перекрывает контент, издаёт звуки. Есть ограничения не только по форматам, но и по сути, так как реакция на рекламу со стороны пользователей приходит моментально — нельзя разместить и забыть.
Сейчас в Пикабу используются практически те же самые рекламные форматы, что и три года назад. Компания ориентируется на эффективность их использования, а не на то, чтобы добавлять новые. У Пикабу нет цели максимизировать выручку любой ценой: гораздо важнее «недомонетизировать» в моменте, но удержать пользователя на площадке.
Как зарабатывает американский конкурент Пикабу — Reddit
Пикабу достаточно часто сравнивают с американским Reddit, поскольку в России найти идентичный сайт-конкурент сложно. Монетизируется Reddit с помощью собственной платформы для таргетированной рекламы по интересам, причём интересом считается подписка на релевантный subreddit с более 5 000 подписчиков или его посещение. По словам Всеволода, рекламная платформа, скорее всего, принесла какой-то результат Reddit, но глобально как рекламный бизнес это не сможет стать чем-то большим на рынке.
Сейчас Reddit зарабатывает на рекламе около 200 миллионов долларов в год при росте в 50%. Через 3-4 года компания планирует увеличить доход до миллиарда. Всеволод отметил, что растущий рынок позволит Reddit достичь этой цифры, даже если компания будем занимать одну и ту же долю.
Как зарабатывает Пикабу
У Пикабу есть три источника монетизации, доходы с которых растут на 45% в год:
- programmatic-реклама
- прямые продажи
- CPA (cost per action) — всё, что касается комиссионных заработков с промокодов.
Programmatic-реклама растёт линейно: если будет в два раза больше показов, площадка получит в два раза больше денег. Около года назад в Пикабу начали проводить AB-тестирования, которые сейчас позволяют воспринимать рекламные форматы более объективно. Прямые продажи не линейны — на одном и том же продукте завтра можно заработать в два раза больше, чем сегодня. Возможно, как отметил Всеволод, скоро Пикабу начнёт развиваться в сфере e-commerce: пользователи смогут обмениваться акциями и спецпредложениями в магазинах, что принесёт дополнительный заработок и трафик.
Есть и альтернативные источники заработка, не связанные с трафиком площадки: например, некоторые проекты обращаются в Пикабу за production. По словам Всеволода, в перспективе этим может заниматься собственное отдельное агентство.
О перспективах платформы
Всеволод говорит о том, что Пикабу ещё не дошёл до своего потолка в монетизации. Тем не менее, компания прибыльна, есть возможность инвестировать в собственные внутренние проекты, которые помогают развивать Пикабу.
Стратегии быть холдингом нет, но есть стратегия искать точки роста.
Всеволод Киров, директор по развитию Пикабу
Кстати, сами сотрудники компании становятся авторами стартапов, в которые инвестирует Пикабу.
Чьи акции купить — Twitter, Facebook, TikTok или Snapchat
По словам Всеволода, если бы у него был миллион долларов и нужно было вложиться только в одну из этих компаний, он бы выбрал Facebook. Всеволод верит, что компания сможет вырасти ещё в 2-3 раза в ближайшее время.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.