Комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) просит запретить будущему единому измерителю рунета продажу данных без согласия владельцев сайтов. Измеритель получит ценные аудиторные сведения от видеосервисов бесплатно и сможет продавать их конкурентам этих платформ, опасаются в РСПП. По аналогичной схеме давно работает ТВ-рынок: Mediascope не нужно согласие телеканалов для сбора их рейтингов, которые можно купить по подписке. Но эти данные далеко не столь подробны, возражают видеосервисы.
“Ъ” ознакомился с замечаниями комиссии по связи РСПП к проекту постановления правительства, разъясняющего порядок работы единого измерителя аудитории сайтов в рунете, направленными в сентябре Минцифры. Комиссия предлагает запретить продажу и распространение как информации об аудитории отдельных интернет-ресурсов, так и результатов исследования на их базе, если владельцы сайтов на это не согласились. Многие данные, которые измеритель получит бесплатно, представляют коммерческую ценность, и он сможет продавать исследования на их основе, пояснили “Ъ” в комиссии.
Проект постановления с правилами работы измерителя опубликован на regulation.gov.ru 15 июля. Он детализирует закон, принятый в июне, по которому интернет-СМИ, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы должны передавать единому измерителю сведения о своих посетителях. Измерителя выберет Роскомнадзор; источники на медиарынке уверены, что им станет компания Mediascope, которая уже считает зрителей телеканалов.
В Минэкономики, которое сейчас рассматривает проект постановления после общественного обсуждения, отметили лишь, что «идет подготовка заключения», которое будет направлено в Минцифры. Там на запрос не ответили. Но источник “Ъ” в Минцифры (разработчик нормативной базы об измерителе) отметил, что распространение и использование данных измерителем «строго регламентируется законом». Измеритель не вправе использовать персональные данные от площадок в любых целях, кроме измерения аудитории, отмечает собеседник “Ъ”. Коммерческие условия для обеспечения деятельности — «предмет договоренностей и соглашений измерителя, отрасли и государства», добавил он.
Система измерений, которая сегодня действует для традиционного телевидения, должна быть продолжена и дополнена комплементарной системой измерений в интернете.
Александр Жаров
Бизнес не против распространения обезличенных исследований без указания конкретных ресурсов, например, «определенный фильм посмотрело столько-то человек в интернете за такой-то период времени», говорит директор по работе с госорганами «Триколора» Владимир Трунов. «Но если к этому списку показателей добавится уточнение о конкретном онлайн-сервисе, на котором проводились такие исследования, это становится критичным»,— подчеркнул он.
В едином измерителе заинтересованы телеканалы, у которых сокращается эфирный инвентарь. Имея данные по просмотрам своих проектов онлайн, телеканалы надеются лучше их монетизировать и тем самым повысить собираемость рекламы.
Mediascope, которая больше 20 лет считает зрителей в эфире, продает эти данные по закрытой подписке, отбивая расходы на сбор. ТВ-рейтинги — официальная валюта ТВ-рынка, по которой продается реклама, и для ее получения Mediascope не нужно разрешение от телеканалов. Однако ТВ-панель Mediascope не дает таких глубоких данных, которые требуются от интернет-площадок, подчеркивают собеседники “Ъ” в онлайн-кинотеатрах. По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль Mediascope за 2020 год составила 65 млн руб. при выручке 2,7 млрд руб.
У единого измерителя два главных оппонента: телеком-операторы и владельцы онлайн-кинотеатров, говорит знакомый с ходом обсуждения источник. Отрицательные отзывы на порядок работы измерителя ранее представили «Триколор», МТС, «ЭР-Телеком», Megogo, «Вымпелком» и «МегаФон». Они критикуют состав и набор сведений, которые получит измеритель: состав и объем их избыточен, а часть из них составляет тайну связи (см. “Ъ” от 13 августа).
В ivi и Megogo поддерживают позицию РСПП. «Публикация аудиторных данных несет в себе коммерческие риски, так как позволяет другим участникам рынка использовать эту информацию для получения собственной выгоды и конкурентного преимущества»,— пояснили в ivi. Гендиректор «Megogo Россия» Виктор Чеканов подчеркивает, что компания «как источник данных вправе принимать решение о том, где и кем эта информация будет использована, тем более когда речь идет о коммерческих целях».
Авторы: Анастасия Гаврилюк, Анна Афанасьева
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.