Прекращение и ограничение работы зарубежных цифровых сервисов в РФ открывает возможности для российских платформ, которыми они уже спешат воспользоваться. Растет аудитория Yappy, «ВКонтакте», «Одноклассников» и Rutube. Но российские музыкальные и видеосервисы могут лишиться иностранного контента, составляющего основу монетизации, подчеркивают эксперты, а альтернатив игровым площадкам фактически нет.
В знак протеста против военной операции на Украине и из-за остановки работы Visa и MasterCard для россиян оказались недоступны или ограниченны многие зарубежные развлекательные сервисы. В стране не будут работать Netflix, Megogo, TikTok (из-за закона о фейках), Facebook и Twitter (заблокированы Роскомнадзором), Deezer. Instagram пока запретил показ рекламы, Spotify закрыла подписку Premium, но россиянам доступна бесплатная версия. PlayStation Store, Steam и Nintendo не принимают платежи с российских банковских карт с 2 марта.
Сложившаяся ситуация стимулировала переход части пользователей на отечественные сервисы.
«Уход зарубежных платформ из России — печальный тренд, это угрозы, но это и возможности для российских платформ»,— отметили в «Газпром-медиа» (контролирует соцсеть с короткими видео Yappy, видеостриминг Rutube и онлайн-кинотеатр Premier). Yappy запущен 29 ноября 2021 года, а к 1 марта его ежемесячная аудитория превысила 1,4 млн пользователей, «больше всего пришло как раз из TikTok», рассказали в компании. Пользователи TikTok, впрочем, уже нашли способ обхода блокировки российских аккаунтов, «для этого нужно прикрепить к аккаунту зарубежную SIM-карту, например виртуальную, вместо российской», говорят собеседники на медиарынке.
За неделю с 28 февраля в «ВКонтакте» вдвое выросли просмотры «Клипов» по сравнению с предыдущей неделей, рассказали в VK. «Мы фиксируем массовые регистрации авторов контента из других платформ и рост активностей со стороны клиперов»,— отметили там. В «Одноклассниках» в сравнении с предыдущей неделей на 20% увеличилось количество пользователей, публикующих контент, рассказали в компании.
Еще одной альтернативой западным соцсетям может быть «Яндекс.Дзен», который также развивает формат коротких видео. По собственным данным, ежедневная аудитория «Яндекс.Дзена» по итогам 2021 года составила 22,3 млн пользователей (рост на 10% год к году). В «Яндексе» не ответили на запрос.
В части музыкального стриминга крупнейшим в России сервисом, по данным опроса Deloitte, в сентябре 2021 года оставалась «Яндекс.Музыка» (ей пользуется 59% опрошенных), а запущенный в июле 2020 Spotify вышел на второе место с долей 36%. На третьем и четвертом местах — YouTube Music и Boom («ВКонтакте»), Apple Music пользуются 14% опрошенных. Среди других российских альтернатив — «Сберзвук», чья аудитория, по собственным данным, составляет 8 млн слушателей.
В части видео- и музыкальных сервисов российский рынок очень развит, и платформы не уступают по качеству импортным аналогам, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Но проблемой может стать использование иностранного контента как в части музыки, так и видео»,— говорит он.
Сейчас онлайн-кинотеатры обладают лицензиями на голливудские фильмы на год, но есть риск, что в рамках санкций и эти контракты буду разорваны, ситуация возможна и с музыкальными лицензиями, отмечает эксперт.
Хотя, по данным Telecom Daily, по итогам 2021 года Netflix входил в пятерку самых популярных в России видеосервисов, а Megogo занимал шестое место. Денис Кусков считает, что переход на российские аналоги может пройти относительно незаметно для пользователя. В их числе «Кинопоиск» (принадлежит «Яндексу»), ivi, Okko (принадлежит «Сберу»), KION (МТС), а также Rutube. В видеохостинге заявили, что количество зарегистрированных пользователей за последнюю неделю увеличилось в 5,5 раза.
С игровыми площадками альтернатив гораздо меньше. Сейчас магазин игр есть в России у My.Games (принадлежит VK), там примерно в 20 раз меньше игр, чем в Steam. Весной 2021 года запуск игровой площадки анонсировал «Сбер», но она так и не заработала. В My.Games и «Сбере» не ответили на запрос. Развитие российских сервисов возможно только в рамках мирового рынка, который поставляет контент, убежден заместитель гендиректора MediaHills Дмитрий Колесов. По его мнению, если аудитория не сможет найти то, за что привыкла платить, она уйдет и из российских сервисов обратно на пиратские ресурсы.
Автор: Юлия Степанова, Юрий Литвиненко
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.