Уральское представительство Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в рамках региональной сессии НРФ презентовало аналитические данные по актуальной стоимости креативных услуг в регионах России. Статистика была выведена на основе исследования, в котором приняли участие 24 региональных агентства из 12 российских городов (без участия компаний из Москвы). Опрос проводился с 12 по 25 октября 2023 года.
Согласно данным, полученным исследовательским центром АКАР в ходе анкетирования участников регионального рынка, в 2023 году стоимость креативных услуг в регионах в среднем выросла на 42% (по сравнению с 2022 годом). Наиболее значительно подорожали такие услуги, как разработка фирменного стиля (+62%), разработка дизайна упаковки или этикетки (+55%), разработка логотипа (+54%), а также разработка креативной концепции рекламной кампании с адаптацией на 3 формата: видео, KV (ключевой рекламный образ) и спецпроект (+54%).
Наименее подвержены инфляции оказались услуги по позиционированию и созданию креативной платформы бренда и разработке креативной концепции рекламной кампании с адаптацией на 2 формата: видео и KV – они выросли в цене всего лишь на 9%.
Самым дорогим креативным рекламным продуктом сегодня является разработка креативной концепции рекламной кампании с адаптацией на 3 формата: видео, KV (ключевой рекламный образ) и спецпроект. Средняя стоимость такого пакета услуг в регионах в 2023 году составила 762,5 тысячи рублей. Разработка коммуникационной стратегии в региональном агентстве обойдется, в среднем, в 549 тысяч рублей, креативная платформа бренда — в 496 тысяч, разработка фирменного стиля — в 475 тысяч, логотип компании – 264 тысячи. Средняя цена за новую упаковку продукта за пределами Москвы составляет 470 тысяч, а за новое имя — 242,5 тысячи рублей.
Ключевым фактором, повлиявшим на столь заметный рост стоимости креативных услуг, стала общая инфляция в экономике. «Участники рекламного рынка, особенно в регионах, долго пытались сдерживать рост цен на свои услуги. Но в актуальных условиях такая тактика может быть губительной для бизнеса. Мы были вынуждены поднять прайс вслед за подорожанием программного обеспечения, оборудования, ростом потребительской инфляции и зарплатных ожиданий сотрудников», — говорит вице-президент АКАР, директор АКАР Урал и CEO креативного агентство «Штольцман и Кац» (Екатеринбург) Василий Рубан.
Также на изменение ценовой политики оказали влияние кадровый голод и процессы релокации. «Рост стоимости услуг на рынке вполне объясним: помимо высокой инфляции, которую каждый из нас ощущает, в креативной индустрии присутствует серьезный кадровый голод, связанный с оттоком квалифицированных специалистов из страны. Соответственно, агентствам приходится увеличивать ФОТ и закладывать всё это в стоимость услуг», — объясняет управляющий партнёр агентства GREAT (Санкт-Петербург) Виктор Донюков.
Продолжает влиять на рынок уход иностранных брендов, считает директор «Аффикс Групп» и амбассадор АКАР в Краснодаре Евгения Штых. «Российские бренды получили новые возможности в период активного импортозамещения: после ухода зарубежных компаний им понадобились логотипы, этикетки, стратегии и позиционирование. С такими задачами компании не могут себе позволить обращаться к фрилансерам. Именно агентства являются гарантами оказания качественной услуги», — объясняет она.
Свою роль сыграл и тот факт, что в регионы за креативом все чаще стали заходить федеральные компании. «Мы наблюдаем, как выравнивается качество креатива в Москве и регионах. Естественно, что в результате и цены на локальных рынках становятся ближе к столичным», — говорит Василий Рубан.
В ходе исследования также было выявлено, что существенно легче в 2023 году стал проходить процесс согласования креативных идей. Все агентства, участвовавшие в опросе, отметили, что дорабатывают креативную идею не более трех раз. При этом еще в прошлом году респонденты рассказывали о случаях более длительного согласования с пятью доработками. По мнению экспертов АКАР, это свидетельствует о росте профессионализма и повышении уровня креативных услуг в регионах.
Тем не менее, сложности в работе с клиентами еще остаются. «Мы заметили тенденцию, что цикл подготовки проектов к реализации сильно удлинился, соответственно, выросло количество согласований, тестов, правок, в целом бюрократических процедур. Чаще стали отменяться уже запущенные тендеры, даже подтвержденные проекты могут перенестись на неопределенный срок», — констатирует Виктор Донюков. По мнению эксперта, это связано с тем, что ситуация на рынке постоянно меняется, большому бизнесу сложно планировать рекламную активность «вдолгую».
Представители регионального рынка уверены, что качество и стоимость креативных услуг, которые предоставляют локальные агентства, продолжат расти. «При стабилизации экономической ситуации в 2024 году рост цен продолжится, но уже не так значительно, как за последние два года», — прогнозирует Евгения Штых. Согласен с такой оценкой директор рекламного агентства «Коперник» и амбассадор АКАР в Омске Антон Дымченко: «Клиент стал понимать зачем ему креатив и сколько он стоит. Нас стали ценить! Конкуренция по моим прогнозам в ближайшие годы только вырастет, а за ней и профессионализм региональных агентств», — заключает эксперт.
Ознакомиться с полной версией исследования можно по ссылке.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.