Вместе с сервисом Podcasts.ru собрали статистику прослушивания подкастов на российских платформах и выяснили, кто и как слушает подкасты в России.
В 2021 году еженедельная аудитория подкастов в США достигла показателя в 80 млн человек или 28% населения страны — на 11 млн больше, чем количество американских пользователей Netflix. В России показатели пока более скромные, но подкастинговая индустрия постепенно становится популярнее и у нас. По данным сервиса Podcasts.ru, за первую половину 2021 года 850 тыс. человек перешли на страницы подкастов на их платформе и продолжили слушать шоу на стриминговых сервисах. Рассказываем, как появился этот аудиоформат, какие сервисы лидируют в России и кто в нашей стране слушает подкасты.
История подкастинга: в мире и России
Некоторые исследователи медиа связывают появление подкастов с компанией Radio Computing Services (RCS), основанной Эндрю Экономосом еще в 1979 году. Экономос решил придумать систему, которая доставляла бы музыку на станции с помощью цифровых сервисов. Возможно, идея основателя RCS действительно послужила вдохновением для создания современных подкастов, но говорить о развитии этого формата до появления глобальной Сети не совсем корректно.
Революция в мире аудиоконтента произошла в 2005 году. Тогда в статье The Guardian журналист Бен Хаммерсли рассуждал о новом жанре аудиопрограмм, распространяемых по RSS-потокам. Преимущества нового вида подачи информации были очевидны: интимность голосового сопровождения, интерактивность и возможность удобной загрузки в формате mp3. Хаммерсли предложил несколько вариантов названий для такого формата — аудиоблогинг, подкастинг и GuerillaMedia. В итоге, во многом благодаря компании Apple и ее мультимедийному плееру iPod, закрепился термин «подкаст».
Podcast = iPod + broadcast (от англ. «вещание»)
Кстати, «яблочная» компания одной из первых подхватила мейнстрим и создала для своих клиентов возможность слушать «новое поколение радио», добавив в iTunes подписку на подкасты.
На российском рынке подкасты появились благодаря ведущему Василию Стрельникову. Он создал платформу rpod.ru, на которой можно было загружать и слушать подкасты. Но индустрия вокруг такого аудиоконтента сформировалась только к 2019, во многом благодаря запуску подкастов известных медиа и эволюции медиаплатформ для загрузки и прослушивания.
Статистика прослушиваний российских подкастов
По данным ВЦИОМ, в 2020 году только 19% россиян слушали подкасты, а 66% опрошенных даже не знали о таком аудиоформате. Тем не менее, рынок подкастов в нашей стране продолжает расти и исследователи медиа прогнозируют увеличение среднемесячной аудитории российских подкастов до 27,9 млн слушателей к 2024 году — почти в шесть раз за пять лет. По подсчетам экспертов PwC, оборот российского рынка рекламы в сфере подкастов в 2018-23 годах также вырастет в 5,5 раза, достигнув $133 млн.
Самая слушающая аудитория, по данным Podcasts.ru и «Яндекс.Музыки», — это люди в возрасте от 24 до 34 лет. По разным оценкам, их доля в общем количестве пользователей составляет от 29% до 42%. Второе место делят сразу две возрастные категории. У сервиса Podcasts.ru 18% пользователей — люди от 35 до 44 лет, в то время как на «Яндекс.Музыке» почти такой же процент (17%) составляют слушатели в возрасте от 18 до 24.
Данные сервиса Statista также подтверждают популярность подкастов преимущественно у молодой аудитории: самый высокий интерес к такому виду контента проявили люди в возрасте от 25 до 34 лет. Причем, 13% из этого числа заметили, что слушали подкасты еще пять-семь лет назад. В то время как люди старшего поколения (от 45 до 59) уточнили, что вообще не знали про такой медиаконтент.
Пока что большую часть прослушиваний подкастов в нашей стране собирают Москва (до 33%) и Санкт-Петербург (до 13%). Регионы пока значительно отстают: например, по данным Podcasts.ru, третье место занимает Краснодарский край с долей в 3% — вчетверо меньше, чем в Санкт-Петербурге. А показатель Омска — третьего по количеству прослушиваний по статистике сервиса Mave — меньше питерского в два раза (5%).
Статистика сразу двух сервисов — Podcasts.ru и Mave — показывает, что самой востребованной подкастинговой платформой в России стал Apple Podcasts. Из сервиса Podcasts.ru туда переходят 29% пользователей, а у Mave показатель Apple Podcasts достигает 73%. На Западе на лидерство претендуют сразу две платформы: Apple Podcasts и Spotify, который пока не запустил подкасты в России. В 2020 году аналитики Statista назвали Spotify самым популярным сервисом для прослушивания подкастов в США, однако некоторые эксперты опровергли эту информацию, отметив, что Apple по-прежнему занимает лидирующую позицию по количеству уникальных пользователей и скачиваний.
Лидерами среди гаджетов, через которые слушают подкасты, являются смартфоны. На их долю приходится от 83% до 89% прослушиваний. Это не удивительно, ведь существует множество приложений, позволяющих скачивать шоу и слушать их в удобное время. Чаще всего подкасты слушают как сопровождение к домашней рутине (61% пользователей, по данным «Би-би-си»), дороге, работе и спортивным тренировкам. Наименее востребованная техника для потребления аудиконтента — это телевизоры и приставки (менее 1%).
Представители «Яндекс.Музыки» отмечают, что наибольший интерес у слушателей вызывают научные и научно-популярные, юмористические подкасты и передачи о здоровье.
Подкасты РБК
В 2020 году команда РБК также начала активно развивать направление подкастов. В нашей линейке есть подкаст про инновации «Что изменилось?», где мы рассказываем о том, как современные процессы влияют на нашу повседневную жизнь. Подкасты про образование («Списать не получится») и поиск карьерного пути («Меня сократили»), в которых мы вместе с экспертами обсуждаем, почему не стоит бояться учиться всю жизнь и что делать, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Про криптовалюту и инвестиции (РБК Крипто), где делимся советами от трейдеров и лидеров в индустрии. А также b2b-подкаст «Что изменилось? Бизнес». Про автомобили и дороги («Подслушано в Autonews») — там разбираем последние новости из мира авто и рассказываем, как правильно выбрать подходящую машину. Подкасты про экологическую повестку («Зеленый» подкаст), стиль жизни («А главное — зачем?»), культуру («Забегая вперед»), которые позволяют не отставать от трендов в любой области. Наконец, медитативные прогулки «Время остановиться», чтобы вовремя собраться с силами.
Автор: Дарья Масленко
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.