Как топ-менеджеры в ecommerce перестроили процессы в кризис и что рекомендуют сделать в 2023 году.
Агентство разработки и дизайна Antro поделилось результатами исследования рынка ecommerce. Команда провела глубинное интервью с менеджерами организации и выяснила, как изменились бизнес-процессы, бюджеты на маркетинг, разработку и дизайн за год кризиса.
Как проводилось исследование
В выборку вошли 39 представителей компаний в сфере ecommerce: 17 из малого бизнеса, 18 из среднего и 4 из крупного. Однородность оценивается как высокая.
Индустрии: парфюмерия и косметика, товары DIY, электроника, мебель, товары для дома, fashion, одежда и обувь, personal care, ювелирные украшения, автозапчасти.
Сократились ли бюджеты у компаний, и насколько?
Контроль за расходами в ecommerce-компаниях вырос на 60–80%: если у задачи нет ROI, то её скорее всего не согласуют. Бюджеты на дизайн и разработку снизились на 30–60%, поэтому новых функций в сервисах стало меньше. До 90% компаний закрыли или не открывали исследовательскую деятельность, даже если она недавно запустилась и давала бизнес-результаты.
У 84% компаний нет чёткого понимания, когда они планируют изменить распределение бюджета. Менеджеры учитывают факторы неопределенности и временно не выделяют средства на несрочные задачи и новые проекты.
Конкуренция в ecommerce растёт, как поступили с маркетингом?
Стоимость привлечения клиентов в ecommerce выросла до 3%, при этом бюджеты на маркетинг также урезали. Компании размещали рекламу на проверенных площадках, и только 10% отделов тестировали новые. В приоритете развитие своих сайтов, блогов и социальных сетей.
Больше половины компаний выживают на параллельном импорте. При этом до 23% запускают на рынок или перезапускают собственные бренды. До 30% организаций инвестируют в новые линейки и товары, чтобы занять освободившиеся ниши. Продвигать разные направления бизнеса стараются единой кампанией, чтобы оптимизировать расходы.
Как работают с подрядчиками и поставщиками?
Сокращение бюджетов и объема задач привело к изменению команд и процессов работы. Выполнение проектов замедляется, чтобы поместиться в бюджет: их растягивают на несколько месяцев.
Компании стремятся закрыть задачи силами штата, если ресурсов не хватает — обращаются к внешним подрядчикам. В 2022 году реже выкупали специалистов полностью, аутстаф сократился на 50–100%. Оплата услуг чаще проходила по фиксированной стоимости, а сроки выплат задерживались.
Ключевой метрикой качества работы стала скорость — 25% организаций готовы за неё переплачивать. С медленными командами и подрядчиками расставались до 81% менеджеров.
Что произошло с планированием?
Горизонт долгосрочного планирования сузился до трёх лет. Продумывают стратегию на три месяца вперед 50% компаний, максимум на год — 40%. Половина менеджеров не составляет антикризисный план, полагая, что в отрасли не больше трех вариантов развития событий.
Рекомендации на 2023 год
Всего исследователи сделали 19 выводов и проверили 5 гипотез. Команда Antro подготовила рекомендации для коммерческих компаний, которые помогут преодолеть кризис:
Ищите новых подрядчиков и поставщиков
Смена поставщика оптимизирует бюджет без потерь в качестве. Например, вместо зарубежной можно найти российскую компанию и сэкономить на логистике. Смотрите на реализованные проекты в вашей сфере при найме новых подрядчиков. Если текущие партнеры вас устраивают — усиливайте взаимодействие с ними.
Не раздувайте штат
В кризис это опасно простоями или увольнением новых сотрудников. При проектной нагрузке лучше нанимать внешних подрядчиков. Заказчикам сейчас выгоднее договариваться на оплату по Fix Price с возможностью увеличить сроки выплат.
Придерживайтесь гибкой стратегии
Используйте премортем — рассмотрите все худшие случаи и составьте план действий минимум на год. Следуйте долгосрочным целям бизнеса, но не упустите шанс занять свободную нишу.
Наладьте сбор информации
Соберите внутреннюю информацию о компании в одном месте, чтобы не тратить время на поиск приоритетных задач. Применяйте data-driven подход: глубже работайте с данными веб-аналитики, чтобы получить инсайты о клиентах без бюджетов на исследования.
Оптимизируйте разработку
Для оценки идей в UX-стратегии используйте фреймворк ICE, который учитывает влияние гипотезы на результат, уверенность команды в необходимости функции и лёгкость реализации. Подход поможет оценить, как скоро окупится внедрение новой фичи.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.