Рынок мессенджеров в русскоязычном сегменте соцмедиа продолжает меняться, показывая стабильный тренд роста лидеров и все большее сокращение доли отстающих игроков.
Похоже, монстрам индустрии не могут помочь ни изменения дизайна, ни традиции использования и количество ранее привлеченных пользователей. Эра медиа-мессенджеров изменила правила – кросс-платформенность, простота использования, конфиденциальность и публичный контент стали новыми стандартами индустрии. Объём обсуждений мессенджеров в целом продолжает расти: за последние 6 месяцев суммарное количество упоминаний увеличилось на 9,5%с 6,6 млн сообщений в феврале до 7,2 млн в августе 2017.
Обсуждения мессенджеров и доля упоминаний каждого из них – наглядный показатель популярности среди пользователей. Анализ обсуждений каналов коммуникаций позволяет выявить какие из них наиболее востребованы, а какие – теряют свои позиции.
Лидер рейтинга по числу упоминаний в соцмедиа в сентябре – Viber. Мессенджер обошел WhatsApp, поднявшись со второй строчки и увеличив долю упоминаний с 27% до 34%. При этом, долю обсуждений увеличил и WhatsApp, но всего на 1% — с 30% до 31%, снижение темпов роста увело мессенджер на вторую строчку рейтинга. На третье место впервые за время измерений вышел Telegram. Мессенджер обошел по числу упоминаний не только Skype, но и SMS-сообщения, увеличив долю с 11% в феврале до 13% в августе 2017. SMS и Skype демонстрируют снижение уровня обсуждений на 4% и 5% соответственно, доля обсуждений SMS-сообщений в августе составила 12%, Skype – всего 9%.
Основная зона роста мессенджеров – использование их в онлайн-продажах. Использование Viber, WhatsApp, а в последнее время и Telegram, для продажи товаров и услуг – давно сложившаяся практика, при этом сам сегмент индивидуальных продаж, как в части малого бизнеса и самозанятости, так и для перепродажи б/у товаров – показывает устойчивый тренд роста.
Telegram показывает рекордные темпы роста за год с весны 2016, при этом нельзя не отметить рост внимания пользователей мессенджера к публичным каналам. Рост числа упоминаний Telegram в основном происходит именно за счет публикаций и обсуждений публичных каналов, кроме того увеличилась и аудитория каналов, что превратило мессенджер в весомый источник русскоязычного медиа-поля. По сравнению с весной 2017, к сентябрю топовые публичные каналы в среднем двукратно увеличили свою аудиторию, а каналы-лидеры демонстрируют десятикратный рост с 50 000 до 500 000 подписчиков, каналы с аудиторией более 100 000 пользователей – новая реальность Телеграма.
Наибольшее число подписчиков у официального канала Telegram News (817К), «канала о каналах» Telegram (440К) и канала Gif Collection (360К). В сентябре сразу несколько русскоязычных авторских каналов Телеграм перешагнули отметку в 100 000 подписчиков – это Сталингулаг (115К) и неофициальные Новости Telegram (114К), приблизился к этой отметке и канал Английский Язык (97К). Интересно, что у канала создателя Телеграма Павла Дурова всего 60 000 подписчиков, по количеству читателей его обходят, например, канал MDK и Ильи Варламова, у которых по 65 000 подписчиков.
Справка
Исследование проведено аналитическим центром Brand Analytics в августе 2017 года. Для расчета рейтинга были проанализированы 1,5 млрд русскоязычных сообщений соцмедиа (сообщения спам-ботов не учитывались). Источниками данных для анализа сообщений соцмедиа выступили популярные социальные сети и сервисы: ВКонтакте, Twitter, Мой Мир, Facebook, Instagram, YouTube, Vimeo, G+, МирТесен, а также блоги, форумы, тематические сайты, группы обсуждений и пользовательские комментарии к материалам СМИ.
Автор статьи: Андрей Чивин