Все ринулись вещать и слушать Clubhouse — модную аудио-соцсеть. Но что и как там делать, и действительно ли он нужен? Пиарщики первыми тестируют новые медиаформаты, и они поделились с Mediabitch своими впечатлениями и мыслями о том, как Clubhouse можно применить в работе.
Анастасия Журавлева, Head of PR QIWI Group:
Зумеры переизобрели телефонную связь времен, когда телефонный номер набирался карандашом. Что ж, это должно было случиться, потому что болтать по телефону в целом очень прекрасно. Пока я не вижу пользы от клаба, кроме как беседы «на кухне» для общего развития. Массовая истерика о потрясающем нетворкинге вызывает недоумение и вопросы. Пока я не увидела в СМИ никаких сообщений о сделках, совершенных там. Да, наверняка какой-нибудь заветшалый или не очень миллиардер наймет себе кого-нибудь из Комнаты в маркетологи, и весь Twitter будет заполнен новостью о продуктивности Клаба. Но это будут скорее единичные случаи успеха, как на любой из конференций или закрытой тусовке с «большими дядями», где кому-то повезло.
Безусловно развернется в Clubhouse все информационное цыганство страны, равно как и фанаты йоги и адепты ментальных практик, но если от последних хотя бы вреда нет, то первые, конечно, устроит нам аудио ютуб с топ-5 советов «как стать предпринимателем за 5 дней», ну и курсов своих продадут.
Сейчас для меня это ярмарка тщеславия – всех, кого не звали на конференции и форумы, потому что был хоть какой-то организационный ценз на экспертизу и профпригодность, вдруг получили возможность говорить и быть экспертом. И тут главный вопрос, начнет ли «пипл хавать» и верить всему, потому что зумерские неокрепшие мозги, конечно, еще образовывать Толстым и Куприным многие лета, да и знания по истории и политологии тоже бы подтягивать.
Я думаю, что в итоге мы увидим, как поиграют в клаб «взрослые» и разойдутся насущно работать, изредка захаживая в статусе приглашённой звезды в комнаты. А остальные просто понасоздают комьюнити по интересам и будут там крутиться. В сущности, это будут просто городские дворы, только в онлайне и стенка на стенку у них будет не на детской площадке в 11 вечера, а во ВКонтакте.
Кристина Петрова, основатель коммуникационного агентства PR Perfect:
— Особенность Clubhouse сегодня — закрытость и элитарность контента. В одной комнате инфлюенсеры обсуждают особенности маркетинга и брендинга, а в другой — топы Яндекса и Mail.Ru делятся своими лайфхаками. Это площадка дает не просто вдохновение и простор для нетворкинга, но и возможность развить свой личный бренд в качестве эксперта. Как сказал на днях Олег Тиньков в одной из самых многочисленных русскоязычных комнат: «Facebook станет убежищем для графоманов, а Clubhouse будет местом для спикероманов». Возможно, это действительно начало новой эпохи коммуникаций для тех, кто может поделиться своим опытом и практическими кейсами, а также для тех, кто стоит за подготовкой спикеров к публичным выступлениям.
Сравнивая эфиры американских и европейских коллег с российскими спикерами, иногда можно заметить разницу в подаче информации, структуре беседы и постановке голоса. Это не удивительно, ведь культура публичных выступлений среди русскоязычных специалистов только набирает обороты, поэтому, думаю, в ближайшее время будут востребованы тренеры по эффективным live-выступлениям, которые будут помогать спикерам красиво упаковать знания.
Ольга Штейнберг, директор проектов агентства Buman Media:
— Кажется, Clubhouse побил все рекорды по упоминаемости в соцсетях за последнее время (разве что Илона Маска не переплюнул). В перспективе – пока непонятно. Я считаю, что все же аудиоформат – не для всех. В последнее время мы много говорим о том, что нужна картинка, что мы все поголовно стали визуалами, хотим смотреть видосы и не слушаем голосовые и точка. А тут бац – и целая аудио-соцсеть. Сложно предсказать, да и неважно. Сегодня в нашем мире практически все носит клиповый и хайповый характер, все меняется со скоростью света. Кто умеет пользоваться переменами первыми, те получают больше публичности. Практика Clubhouse еще раз доказала, что agile – наше все.
Сейчас для компаний, которые быстро принимают решения и готовы к экспериментам – самое время попробовать себя в новом формате. Если есть интересные харизматичные спикеры – must have. Не нужна подготовка, как для подкаста. Аудитория подтягивается сама, если у спикера правильно подобраны контакты, проделана предварительная работа как внутри приложения, так и в других соцесетях. Рисков практически никаких. Берете актуальную тему, спикеров и говорите.
Пока на хайпе, люди ходят и смотрят, что им интересно. По профессиональным тематикам всегда так было. Так было в локдаун с Инстаграмом и его эфирами, но здесь – даже можно не переодевать пижаму ))) Компания ничем особо не рискует. Полетит – отлично! Можно сделать тематический месяц, ежедневное шоу, звать гостей, набирать аудитории.
Еще один плюс – доступ к известным людям. Именно поэтому и взлетело, собственно, после того как к приложению прикоснулся Илон Маск. В России уже тоже есть отличные примеры. Так, комната с Олегом Тиньковым на прошлой неделе собрала 5 тысяч слушателей (могло быть и больше, просто это лимит для комнат). С другой стороны, можно поставить фоном и слушать. По сути, это радио по интересам, и это то, что мы называем «новые медиа», принцип Телеграма – любой может стать автором, привлечь свою аудиторию, не нужны редакции и традиционные СМИ.
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner:
— Внезапный и всепоглощающий рост впечатляет — 3250% за последние 90 дней. Тусовки в Clubhouse, конечно, интересны, здесь много маркетологов, предпринимателей. Но непонятно, где брать время на участие в них — во-первых, их много, во-вторых, в рабочее время.
Несмотря на fear of missing out, я пока не планирую активно использовать приложение. Но советую всем пиарщикам хотя бы скачать его, чтобы быть в теме, знать, что там происходит. Clubhouse интересен как феномен. Можно создать комнату и пригласить тех, с кем в реальной жизни мало шансов пересечься. Или подписаться на экспертов и лидеров мнений, собирать фактуру.
Общение в Clubhouse максимально приближено к живому — эфиры не сохраняются и не записываются — только ручками или на диктофон.
София Назарова, PR-специалист коммуникационного агентства «ЛАМПА” :
— Буквально в считанные дни Clubhouse стал площадкой не только для жарких экспертных полемик, но и для эффективного нетворкинга: там хантят таланты, находят нужные контакты, проводят инвестиционные раунды и многое другое. С этой точки зрения Clubhouse полезен начинающим и перспективным специалистам, предпринимателям, стартаперам, да и в целом тем, кто либо обладает опытом и экспертизой, которыми готов делиться, либо тем, кто ищет инсайты и стремится расширить свой кругозор.
В Clubhouse легко можно найти эксперта, у которого давно хотелось взять комментарий или с которым просто очень хотелось познакомиться. Также в новой социальной сети можно легко выйти на контакты журналистов топовых изданий, которые также зачастую рассказывают в Clubhouse о том, как лучше всего составить письмо с обращением к журналисту, правильно питчить релизы и другие материалы.
Сергей Кувшинов, PR-менеджер группы компаний «Гаскар Групп»:
— Однозначно да! В мгновение ока начали появляться множества комнат, в которых коллеги могут обмениваться опытом. Более того, можно присоединяться в отраслевые, тематические комнаты, в которых можно делиться опытом своей компании, транслировать её ценности и рассказывать о кейсах.
Первое, что я начал делать — искать комнаты, в которых можно будет рассказать о кейсах компании, «граблях», решениях, победах. В контексте неформального общения, обмена опытом — это сейчас один из самых сильных инструментов пиарщика.
Сегодня удивляюсь как мы, пиарщики, не додумались до создания такой соцсети. В целом ведь подход далеко не новый — хочешь, создавай закрытые конференции в зуме, где все также будут сидеть с закрытыми лицами, но определяющая сильная сторона ClubHouse именно в том, что конференции в зум — — закрытая история. Участвовать в них — целое дело, нужно быть подписанным на вебинары, каналы, блоги. А тут всё предельно просто — зашёл, нашёл, что тебе интересно, где ты можешь транслировать идеи своего бренда,и вперёд!
Ксения Котвиц, основательница PR-агентства Media loves you:
— Пиарщику абсолютно точно нужен Clubhouse. В первую очередь для того, чтобы отслеживать тренды и повестку, которые рождает эта новая и стремительно развивающаяся площадка. Clubhouse даёт то, чего ещё не давала ни одна социальная сеть – возможность контактировать с топовыми экспертами и спикерами. Важно отметить, что здесь речь идёт именно о коммуникации в горизонтальной плоскости – каждый может пообщаться или задать свой вопрос тому человеку, с кем в жизни у него нет точек соприкосновения.
Второй важный аспект – сейчас Clubhouse молниеносно захватил внимание определённой целевой аудитории. И если вы и ваши клиенты имеете отношение к бизнесу, маркетингу – то вы обязаны там находиться. Именно сейчас рождается новая история в диджитал-сфере.
Третье преимущество – это возможность поднимать свои охваты не только в самом приложении, но и в других социальных сетях. Так, за минуту моего выступления на конференции, где обсуждались плюсы и минусы проживания в Москва Сити, я получила более 150 подписчиков в Instagram и самом Clubhouse.
И самый крутой бонус заключается в том, что приходящая к вам аудитория — качественная и горячая. Люди заходят на площадку благодаря тем экспертам, за которыми они следят, и кому доверяют. Например, на конференции, о которой я упомянула, были Сергей Полонский, Дмитрий Портнягин и другие топовые блогеры – и они звали туда свою аудиторию. Эта аудитория подписывается на всех, кто есть в этой конференции, воспринимая их как интересное им комьюнити. А те, кто выступают спикерами на такой площадке, автоматически становятся для них экспертами. Поэтому лояльность такой аудитории изначально выше.
Я вижу, что у данной площадки есть перспективы, и благодаря тому, что она смогла нащупать удобный для спикеров формат, она будет развиваться и дальше. Конечно, через некоторое время неизбежно произойдёт спад. Именно поэтому мы в моём агентстве рекомендуем всем нашим клиентам заходить туда именно сейчас, когда ажиотаж на пике. Даже те, кому не нужен трафик, могут использовать эту площадку для нетворкига – получения новых полезных связей.
Роман Мануйлов, директор по маркетингу и PR Alfaleads:
Уверен, что пиарщики обязательно должны использовать эту соцсеть. Во-первых, любое упоминание Clubhouse еще долго будет вызывать ажиотаж (по крайней мере, год точно!). Во-вторых, Clubhouse – это соцсеть, которая отлично умеет собирать людей по интересам. Это с легкостью получилось не только у всемирно известных Маска и Цукерберга, но и у многих других представителей бизнеса. Уверен, что в будущем в этой соцсети многие будут давать пресс-конференции.
И еще одно неочевидное преимущество — на текущем этапе развития Clubhouse будет завышать ваши охваты, как в свое время делал TikTok. Так что сейчас действительно хорошее время, чтобы уделить этой сети пристальное внимание.
В нашей компании мы уже делаем уверенные шаги в этом направлении, недавно организовали там комнату, болтали про интернет-маркетинг, трафик и рекламу. Так вышло, что все наши партнеры уже состоят в Clubhouse, поэтому аудиторию мы собрали моментально. Обязательно сделаем такие «встречи» регулярными.
Ира Райт, основательница коммуникационного агентства Mnenie.team:
— Clubhouse — чрезвычайно полезная сеть для коммуникаторов, которая вышла на первое место по загрузкам в России. Все, от Маска до основателей стартапов, уже здесь. Я вижу как самые шустрые коллеги — пиарщики, журналисты, блогеры — активно включились в работу на новой платформе. Многие выкладываются на полную, чтобы успеть использовать возможности Clubhouse: налаживают связи, собирают информацию и расширяют аудиторию. Clubhouse — это место для мастеров кулуарной болтовни, для тех, кто умеет между разговорами о погоде и природе закрывать деловые вопросы. Например, на днях во время одной из дискуссий Сергей Минаев попросил Настю Ивлееву дать ему интервью, почему бы и нет?
Сеть новая, но советы коммуникаторам прежние, так как каждый специалист по связям с общественностью по определению должен обладать преимуществами для работы на этой платформе. Clubhouse подойдет тем, кто умеет быстро адаптироваться, постоянно ищет новые инструменты коммуникации и любит эксперименты. Это идеальное место для мастеров Elevator Speech, которые всегда хорошо подготовлены, знают, о чем хотят поговорить и какова их цель, и главное могут это сформулировать и выдать в 30-секундной речи.
Кроме налаживания связей в Clubhouse можно разжиться полезным контентом для соцсетей, исследований и аналитики. Отличный инструмент сделали в Brand Analytics — залипательный дашборд с топом по темам, лентой упоминаний, активностью и географией.
Кому нечего делать в Clubhouse? Если пиарщику или его клиентам нравится, когда любая коммуникация проверена годами, а вопросы к интервью согласованы заранее, Clubhouse — точно не для таких людей. Нужно быть готовым к тому, что в приложении вы можете стать участником и неожиданного разговора с человеком, с которым дискутировать не собирались. Например, к дискуссии Луизы Розовой, отвечавшей на вопросы пользователей в Clubhouse, подключился журналист Андрей Захаров — автор расследования о ней, которое вышло в издании «Проект». Цитаты из беседы уже разлетелись по Интернету.
Если резюмировать и говорить о перспективах:
На мой взгляд Clubhouse — прекрасный дополнительный инструмент для живых коммуникаторов, которым нужно пользоваться прямо сейчас. Прямо сейчас по трем причинам:
1) люди скоро устанут участвовать и слушать дискуссии, так как это отнимает огромное количество энергии.
2) в сети становится все больше людей, а это значит, что достучаться до медийных персон становится все труднее, как дозвониться на популярную радиопередачу в былые годы.
3) Есть у меня опасения, что Clubhouse слишком неуправляемый для консерваторов, поэтому они будут искать любые возможности, чтобы платформу прикрыть, как это сделали в Китае.
Так что скорее запрыгивайте в поезд, пиарщики всегда должны ехать в первом вагоне.
Комментарии собрала редактор Mediabitch.ru Александра Колпакова
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.