На прошлой неделе стоимость Meta снизилась на $230 млрд, что стало максимальным дневным падением капитализации компании за всю историю фондового рынка. В колонке для Forbes партнер Capital Lab Евгений Шатов рассказывает, с какими главными проблемами столкнулась Meta за последние месяцы и почему они вызвали столь существенное падение курса акций компании
Публикация квартального отчета компании Meta вызвала крупнейшее падение стоимости ее акций в течение одного дня: за сутки технологический гигант подешевел на 26%, а его капитализация разом снизилась на $230 млрд. Это оказалось максимальным дневным падением капитализации компании за всю историю фондового рынка. Потери капитализации Meta за один день эквивалентны рыночной стоимости Adobe Inc. Это больше, чем вся рыночная капитализация Netflix Inc., Cisco Systems Inc. (которая была самой дорогой компанией в мире 22 года назад) и Intel Corp. Инвесторов разочаровали основные финансовые показатели Meta: многие из них оказались ниже ожиданий аналитиков. Кроме того, на настроение фондового рынка повлияли и прогнозы компании на I квартал 2022 года.
Проблемы Meta
Аудитория сервисов Meta приблизилась к своему пределу. Показатель MAU (число ежемесячно активных пользователей) локомотива компании Meta — соцсети Facebook — составил $2,91 млрд, тогда как аналитики ожидали $2,95 млрд. За последние полгода активная аудитория крупнейшей социальной сети в мире увеличилась совсем незначительно, а по сравнению с предыдущим кварталом показатель MAU даже немного снизился. Все это говорит о том, что время, когда аудитория соцсети уверенно росла месяц за месяцем, уже в прошлом. В ближайшие годы, даже если Facebook и удастся увеличить аудиторию, то рост в любом случае будет совсем незначительным.
Новая политика конфиденциальности iOS. Meta прогнозирует, что нововведения в политике конфиденциальности относительно пользовательских данных, которые Apple внесла в операционную систему iOS с выпуском версии 14.5, могут стоить компании $10 млрд в виде недополученных доходов. С переходом мобильных устройств Apple на данную версию iOS разработчики приложений больше не смогут собирать пользовательские данные для таргетированной рекламы без прямого разрешения владельца устройства. Это значит, что рекламный бизнес корпорации Meta сильно пострадает без информации о предпочтениях миллиардов пользователей своих приложений, запущенных на устройствах Apple. Несмотря на то что Meta открыто выступила против данных изменений Apple, последняя явно не пересмотрит свое решение, и инвесторы это прекрасно понимают.
Google вытесняет Meta с рынка интернет-рекламы. Финансовый директор Meta Дэвид Венер посетовал, что изменения в политике конфиденциальности Apple привели к еще одному неприятному для его компании эффекту: рекламодатели стали перенаправлять свои бюджеты на другие платформы. Главной и, по сути, единственной конкурирующей мобильной платформой iOS является Android, так что Google только выиграла от этой ситуации. На минувшей неделе Google как раз отчиталась о рекордных продажах в сфере поисковой рекламы. Еще одним поводом для беспокойства Meta является соглашение между компаниями Google и Apple, по которому Google становится поисковой системой по умолчанию в браузере Apple Safari. По оценкам экспертов, за данную возможность Google выкладывает кругленькую сумму — около $20 млрд только за 2022 год. Отсюда можно сделать вывод, что заработает на поисковой рекламе никак не меньше этой суммы, что позволит укрепить позиции поискового гиганта в сегменте интернет-рекламы.
Слабая монетизация Instagram и WhatsApp. Осознавая угрозу со стороны приложения TikTok, в котором уже более миллиарда пользователей, Meta внедрила в Instagram инструмент под названием Reels. Эта функция просмотра и создания коротких видеороликов является, по сути, клоном TikTok. Несмотря на высокую популярность Reels среди пользователей Instagram, компании пока не удается эффективно монетизировать данные видеоролики, в том числе и потому, что люди склонны пропускать рекламу, а сделать это при просмотре Reels проще простого — достаточно одного движения пальцем. В итоге на рекламе в Reels Meta не может зарабатывать столько же денег, сколько на рекламе в основной ленте Instagram и в Stories. То есть, чем больше люди проводят времени за просмотром роликов Reels в ущерб другим разделам приложения, тем меньше денег они приносят компании Meta. Что касается WhatsApp, то компания пока не определилась с тем, как будет монетизировать данный мессенджер, являющийся одним из самых популярных приложений в мире.
Проблемы с регулирующими органами по всему миру. Регулирующие органы по всему миру внимательно изучают деятельность Meta и периодически выписывают компании многомиллионные штрафы за различные нарушения. У себя на родине Цукербергу часто приходится отвечать на вопросы политиков самого высокого уровня, а последние приобретения компаний Oculus и Giphy тщательно изучаются регуляторами США и Великобритании. Даже в России в последние месяцы ситуация значительно ухудшилась для Meta: в декабре 2021 года на американскую компанию наложили оборотный штраф в размере 2 млрд рублей.
Неудача в создании собственной криптовалюты. На прошедшей неделе, до публикации квартального отчета Meta, пришла еще одна неприятная новость: проект по созданию собственной криптовалюты закончился неудачей. Созданная Facebook организация под названием Diem Association (старое название Libra Association), главной задачей которой была координация разработки платежной системы на основе блокчейна, была продана компании Silvergate за $200 млн. Причиной такого решения, по словам генерального директора организации, стал диалог с федеральными регулирующими органами, из которого стало понятно, что реализовать проект в задуманном изначально виде не получится. Главным противником запуска Facebook собственной криптовалюты была Федеральная резервная система США, так что неудача компании в этом направлении не стала большим сюрпризом, но новость о фактическом закрытии проекта пришла в самое неудачное для компании время.
Метавселенная сжирает миллиарды долларов. Из свежего финансового отчета Meta следует, что подразделение Meta Reality Labs, отвечающее за разработку и производство устройств виртуальной и дополненной реальности, в прошлом году принесло компании убытков на сумму свыше $10 млрд. В 2020 году оно стоило Meta еще $6,6 млрд. Эти колоссальные суммы в нынешнем году могут как минимум удвоиться на фоне заявлений Цукерберга о том, что на создание метавселенной компания потратит как минимум $10 млрд. Если ставка компании на взрывной рост виртуальных миров не сыграет, потери Meta могут составить десятки миллиардов долларов, не говоря уже о последующем падении капитализации.
Как реагировать инвесторам
Масштаб краха, который настиг Facebook, наглядно иллюстрирует, как рынок может наказать технологические компании, выросшие в размерах и превратившиеся в гигантов с беспрецедентной рыночной властью, когда они споткнутся. Многие крупные технологические компании США оцениваются как акции роста. И именно они могут больше других пострадать в условиях растущих процентных ставок, особенно если их рост становится сомнительным. Это случилось и с Meta.
Текущие неудачи вряд ли приведут к тому, что Цукерберг свернет проект по созданию метавселенной, но наверняка определенные коррективы в стратегию развития компании Meta внесены будут. Впереди компанию ждут весьма непростые месяцы, в течение которых Цукербергу предстоит убедить фондовый рынок в стабильном положении корпорации. Вполне возможно, мы увидим перемены уже в нынешнем году, ведь компании необходимо найти новые источники получения средств, чтобы хотя бы вернуться к прежним темпам роста. Одним из таких источников может стать мессенджер WhatsApp: слухи о введении рекламы в приложении ходят уже несколько лет, и текущая ситуация может заставить компанию Meta форсировать планы по монетизации самого популярного приложения по обмену сообщениями в мире.
Безусловно, история Meta по-прежнему привлекательна для инвесторов, в первую очередь из-за того, что оценки компании существенно снизились. Падение цен после отчета о доходах вполне может быть преувеличено, создавая исключительную возможность покупки для долгосрочных инвесторов, которые думают, что генеральный директор Марк Цукерберг выбрал правильную стратегию и ведет компанию в правильном направлении. Однако следует учитывать, что развитие метавселенной — это дорогостоящий, длительный, требующий существенных затрат проект. Для оценки его эффективности могут потребоваться годы. Любые промахи могут стать причиной повышенной волатильности акций компании.
Автор: Евгений Шатов
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.