Лидер Российского рынка медиаизмерений
blank
blank

«Нет ничего глупее принятых во время истерики решений» — рекрутер Алена Владимирская о жизни в новой реальности

«Нет ничего глупее принятых во время истерики решений» — рекрутер Алена Владимирская о жизни в новой реальности

Спустя почти пять дней после начала «спецоперации» на территории Украины российские компании почувствовали на себе реальные последствия от введения санкций странами ЕС и США. Бизнес уже столкнулся с перебоями в работе банковских сервисов, приостановкой работы с иностранными партнерами и поставщиками, DDos-атаками на информационную инфраструктуру. На очереди — кадровый вопрос на фоне возможного падения выручки. Inc. Russia поговорил с рекрутером, сооснователем проекта Facancy Аленой Владимирской о том, что делать работодателям и сотрудникам в сложившейся ситуации.

Я разделю работодателей на две категории: это представители крупного бизнеса, разные системообразующие предприятия — и все остальные. В предыдущие кризисы первые получали рекомендации не увольнять и не сокращать сотрудников со стороны государства, их невыполнение жестко каралось. Я пока не знаю, получали ли компании подобные указания в этот раз, но практически уверена, что в ближайшее время отраслеобразующие предприятия их получат. Такие организации не смогут ничего делать с существующим персоналом, разве что нанимать новых сотрудников, но не сокращать.

Те компании, которые не столкнутся с мораторием на увольнение, уже начинают подумывать о сокращениях, мне это точно известно. Я рекомендую в ближайшие дни — возможно, недели — этого не делать. Во-первых, любое легальное сокращение — это дорогая процедура. Военного положения, насколько мне известно, в стране на данный момент не введено, поэтому сотрудника необходимо будет уведомить о предстоящем сокращении за два месяца, выплатить ему несколько зарплат, провести определенные процедуры.

Нет ничего глупее принятых во время истерики решений. Мы находимся в условиях турбулентности, сейчас я рекомендую владельцам бизнеса подумать и оценить, как будет меняться стратегия компании в ближайшее время исходя из тех условий, в которых мы оказались. Необходимо просчитать, кто из сотрудников точно нужен для продолжения работы компании, а кто — нет. Собрав список людей, без которых организация сможет пережить кризис, подумать, можно ли их переключить на новую стратегию. Вполне вероятно, онбординг новых работников окажется дороже, чем переобучение существующих.

Спустя несколько дней после начала вооруженного конфликта бизнес начал искать источники привлечения выручки — даже мы уже почувствовали это. Представители компаний приходят с запросом на специалистов, которые знают конъюнктуру работы в Саудовской Аравии, ОАЭ, Китае. С последними дело обстоит сложнее — многие относятся к китайским партнерам с опаской, так как те неоднократно обманывали российских, европейских или американских предпринимателей и имеют соответствующую репутацию.

Можно с уверенностью говорить, что российский бизнес будет искать возможности заместить партнеров из стран, которые вводят против РФ санкции, пока это в первую очередь США и ЕС. Кроме уже обозначенных Саудовской Аравии, ОАЭ и Китая, речь идет про Индонезию, Филиппины, Камбоджу, Индию. Для того чтобы переориентироваться на новые страны, придется нанять консультанта, который их понимает, — в противном случае есть большой риск потратить деньги в никуда.

Возвращаясь к рекрутингу, я бы ставила срок в деньгах, который потребуется на реорганизацию или поиск ниши в новых условиях, — сохранять фонд оплаты труда (ФОТ) до определенного порога падения выручки. Чтобы снизить издержки, компаниям в целом имеет смысл отказываться от валютных расчетов везде, где это возможно. Например, получавших зарплату в валюте пришло время переводить на выплаты в рублях — в ближайшие дни эту процедуру инициируют все работодатели, поэтому риски потерять из-за этого людей невысокие. Кроме того, большинство пользуются контекстной рекламой в Facebook, Instagram или Google. Возможно, имеет смысл искать площадки под контекстную рекламу, работающие в рублях, — Ivi, okko, VK, «Яндекс», и так далее.

Некоторая часть работодателей в скором времени могут стать соискателями. Поэтому приведу список рекомендаций, что делать сотрудникам.

  • Если человек работает и к началу вооруженного конфликта просто искал новое место работы, потому что хотел повысить свой доход или изменить спектр задач, — менять работу сейчас не время из-за высокой степени неопределенности. Продолжайте смотреть вакансии, но никаких решений пока не принимайте.
  • Кандидатам в активном поиске работы стоит выходить на первое вменяемое предложение. Лучше будет сменить работу чуть позднее, если не понравится выбранная должность и место. Однако находиться без работы в условиях неизвестности — не самое выгодное положение.
  • Специалистам, получившим несколько предложений, лучше принимать оффер от российской компании, нежели от международной, из числа западных компаний.
  • Всем соискателям, особенно это важно в среде стартапов, стоит запомнить: предложения опционов и слова о выходе на IPO в будущем больше не являются конкурентным преимуществом и временно превратились в тыкву.

Возможно, в будущем мы научимся работать с азиатскими биржами, но российский рынок исторически готовился к выходу на лондонскую биржу или американские площадки.

В зону риска попали все, кто работает в филиале или представительстве европейской или американской компании. Если сотрудникам таких фирм прямо сейчас не предлагают релокацию — им пришло время проактивно искать работу, ни в коем случае не увольняясь.

С проблемами столкнутся все технологические стартапы, которые имели венчурные инвестиции от фондов или бизнес-ангелов из США и ЕС, а также проекты, планировавшие экспансию на западные рынки и привлекавшие на эти цели средства от российских фондов. Надо понимать, что следующего транша не будет, — оставшиеся деньги надо срочно тратить на пивот. Тем, у кого денег нет или нет возможности перестраиваться на внутренний или другие рынки, — пришло время срочно искать работу.

Экспаты, вероятнее всего, в ближайшее время покинут страну и компании, где они работали. Соответственно, для русских сотрудников, руководителями которых были иностранцы, открывается лифт возможностей.

Специалисты, имеющие хоть какой-то опыт работы или вменяемого нетворкинга со странами, которые потенциально могут стать партнерами (ОАЭ, Саудовская Аравия, Китай, Индонезия, Индия, Камбоджа и пр.), следует немедленно заявить об этом сначала в своей компании, а потом и на рынке труда. Через месяц или два такие люди будут пользоваться сверхпопулярностью.

Автор: Алена Владимирская

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Теги:
Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок