Нетворкинг – это искусство заведения новых связей, их поддержание и развитие. Многие думают, что для этого нужна врожденная коммуникабельность. Но это не совсем верно. Нетворкинг — это навык, и он состоит не в том, чтобы прийти на мероприятие и раздать огромное количество визиток. В первую очередь нужно определить, какую пользу вы несете людям и как вы ее доносите до них. Результат правильного нетворкинга – тот факт, что вы интересны людям, и они сами хотят с вами общаться.
Типы нетворкинга
В зависимости от того, где, с кем, с какой целью и как вы взаимодействуете, вы будете определять скрипты, позиционирование, скорость вхождения в контакт. Поэтому важно понимать типы нетворкинга и их особенности.
Профессиональный
Используется для решения клиентских и бизнес-задач. Для него характерна четкая постановка целей. Самым плодотворным инструментом для профессионального нетворкинга являются события. Потому что это место скопления вашей целевой аудитории.
Хэдхантинг
Вы понимаете, с кем конкретно вам нужно познакомиться, у вас есть фамилия или статус человека. Вы целенаправленно ищете возможности для знакомства и взаимодействия с этим человеком. Чаще всего это знакомства с топ-менеджерами, людьми более высокого уровня, звёздами.
Ситуативный/холодный
Вы попадаете в какую-то жизненную ситуацию (ресторан, парк), и видите человека, с которым хотите познакомиться. Благодаря знаниям нетворкинга вы понимаете, как подойти, что сказать, как произвести правильное впечатление. Он базируется на вашей внимательности к другим людям, через которую вы можете найти что-то общее между вами.
Лайфстайл
Вы так планируете свою жизнь и досуг, что интересные вам люди автоматически и планомерно появляются в вашем круге благодаря регулярному взаимодействию, когда вас объединяют какие-то хобби, увлечения, встречи, укрепляются взаимоотношения. Это происходит естественно.
В зависимости от типа нетворкинга вы выбираете стратегию и длительность взаимодействия. Например, при профессиональном нетворкинге рекомендация — две минуты общения с человеком. То есть в течение двух минут вы должны найти общие точки взаимодействия.
Этапы нетворкинга
Как подойти
Например, вы увидели интересного вам человека на мероприятии. Алгоритм прост: контакт глазами – улыбка – шаг навстречу. Обязательно улыбайтесь, это важно.
Как общаться
Представиться по имени и найти что-то общее. Например: «Я смотрю, вы тоже любите приходить на мероприятия одним из первых? Не против познакомиться?» Звучит примитивно, но это работает. Повторюсь, не забывайте про улыбку.
Дальше важно перейти в диалог. Например: «Ваша деятельность как-то связана с темой выставки?» Задача — обменяться простыми фразами. Задавайте вопросы, старайтесь больше узнать о человеке.
Как эффективно выйти из коммуникации
На этом этапе общения как итог у вас должно быть понимание, чем вы можете быть интересны человеку, какие есть зацепки для дальнейшего диалога, и у вас должны появиться его контакты.
Как поддерживать контакты после знакомства
Эта технология называется «follow up» — следовать, быть на связи, искусство повторного контакта.
Дам три рекомендации в этом направлении:
- Фиксируйте сразу после нетворкинга то, что узнали о человеке
- Проведите ранжирование контактов согласно вашим задачам
- Выберите приоритетные контакты и в течение 72 часов после знакомства предложите встретиться
Как презентовать себя
В течение диалога у вашего собеседника обязательно появится вопрос, кто вы и чем занимаетесь. Есть такое понятие, как elevator speech (речь в лифте). Представьте, что вы едете в лифте. Вам нужно за это время рассказать о себе так, чтобы человеку хотелось продолжить с вами диалог. Ориентируйтесь максимум на 30 секунд.
Главный вопрос, на который должна отвечать ваша презентация: чем вы можете быть полезны? И подготовьте заранее минимум 5 разных вариантов.
Как делать 100 живых контактов в месяц
Поставьте нетворкинг как одну из приоритетных задач в вашем календаре. Выберите те типы нетворкинга, которые для вас наиболее эффективны и исходя из этого, определитесь с местом, где и как вы будете им заниматься.
Не совершайте одну из самых частых ошибок: не продавайте свои товары и услуги сразу при знакомстве! Единственное, что вы должны продать первым, – это себя, чтобы у человека появилось желание общаться с вами дальше. Самый простой способ дать человеку пользу на первом знакомстве — сделать комплимент ему или его деятельности. Учитесь подмечать хорошее – это располагает.
Желаю вам эффективного построения сети полезных связей!
Автор: Мария Азарёнок
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.