Аудитория нишевых социальных сетей более сегментирована, а сами площадки менее загружены конкурентами. Рассказываем, где найти свою ЦА.
Нишевые социальные сети — это специализированные медиа и блог-платформы, которые ориентированы на пользователей с определёнными интересами.
Подобные проекты могут дать то, чего не хватает обычным социальным сетям: возможность общаться с людьми со схожими увлечениями, заводить полезные знакомства и получать информацию по конкретной теме.
Все эти особенности необходимо учитывать при планировании рекламной кампании в нишевых социальных сетях.
Условно нишевые соцсети в России можно разделить на три типа: профессиональные, развлекательные и по интересам.
Профессиональные социальные сети
К профессиональным площадкам относится не только Linkedin, «Мой круг» или professionali.ru: существуют ещё более специализированные ресурсы, которые объединяют профессионалов определённых областей.
Для медиков
Самая популярная в России социальная сеть этого сегмента — «Доктор на работе». По данным сайта, на нём зарегистрировано 34% врачей России. Среди рекламодателей здесь преимущественно медицинские учреждения, которые размещают вакансии, и фармацевтические компании. По статистике Similarweb, посещаемость сайта — 536 тысяч в месяц.
В этом же сегменте работают сообщества «Врачи РФ», iVrach, «МедКруг» и «Врачи вместе», а также более узкоспециализированные соцсети «Смартфарма» и «Медкампус», которые собрали у себя фармацевтов и студентов-медиков.
Для IT-специалистов
Самая известная площадка для них — «Хабрахабр», которую ежемесячно посещает более десяти миллионов пользователей.
Со временем от сообщества отделился ресурс Geektimes. Там пользователи размещают информацию преимущественно научно-популярного характера и не относящуюся к программированию, разработке и другим темам из области профессиональных знаний IT-специалистов.
Эти площадки в первую очередь интересны работодателям, которые заинтересованы в привлечении талантливых и профессиональных специалистов в области информационных технологий.
Для фотографов
Наиболее посещаемая социальная сеть для фотографов и фотолюбителей — «ФотоКто», на которую ежемесячно заходит 888 тысяч пользователей. Набирает популярность ресурс PhotoGeek.ru, но пока он может похвастаться только 40 тысячами посетителей в месяц.
Удивительно, но рекламы на этих сайтах пока очень мало. Если вы занимаетесь фототехникой и сопутствующими услугами для фотолюбителей, то обратите внимание на эти площадки.
Для юристов
«Закон.ру» и 9111.ru — социальные сети для юристов и студентов юридических факультетов. На последнем ресурсе у обычных пользователей есть возможность получить консультацию.
Использовать эти площадки для рекламы могут как юридические компании, так и те, кто делает специфические продукты для юристов: базы данных с законодательными актами, языковые курсы со специфической лексикой и так далее.
Развлекательные социальные сети
Одна из самых популярных развлекательных социальных сетей в России — «Фотострана». Ежемесячно сайт посещает 50 миллионов человек. Как и в привычном для нас «ВКонтакте», здесь есть таргетированная реклама и реклама в сообществах по интересам. Также сайт позволяет выделить платящих пользователей, чего нет в других системах таргетированной рекламы.
Аудитория проекта смешанная, в основном посетители сайта старше 30 лет. Здесь много одиноких людей, которые ищут друзей или партнёра для отношений.
Учитывая размер аудитории, рекламировать можно всё, что угодно. К тому же, цены на рекламу в «Фотостране» ниже, чем в других социальных сетях.
Соцсети по интересам
Автомобили
Любителей автомобилей можно найти не только на популярном DRIVE2, но и в таких сообществах, как smotra.ru и Carlook.net. Эти площадки удобны для размещения рекламы товаров и услуг для владельцев машин.
Поклонники двухколёсного транспорта выделились в отдельное сообщество — «БайкПост», где они обсуждают мототехнику, экипировку и путешествия на мотоциклах.
Родители и дети
О «Бэбиблоге» знают все, у кого есть ребёнок, но это не единственная социальная сеть в сегменте: есть ещё «Страна Мам» и региональные площадки вроде петербургского Littleone.ru.
Подобные сайты могут быть интересны компаниям, которые специализируются на продуктах для беременных, маленьких детей и школьников.
Игры
«Канобу» и Gamer.ru — это развлекательные ресурсы, которые распространяют информацию об игровой индустрии. Здесь общаются фанаты компьютерных игр и комиксов.
Целевая аудитория сайта — мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, которые составляют 90% от общего числа пользователей.
Животные
Владельцы домашних питомцев общаются на Dogster.Ru, Animal.ru, Petonik.com и Pet2You.
Как правило, они дополнительно объединены в сообщества в зависимости от того, каким домашним питомцем владеет тот или иной пользователь. Это позволяет узко таргетировать аудиторию.
Кулинария
Любители готовки проводят много времени на «Едим Дома» и «Поварёнок.Ру». Пользуются этими сайтами преимущественно женщины. Им интересно всё, что связано с готовкой: посуда, утварь, техника, продукты, книги рецептов, приложения, курсы и мастер-классы.
Книги
Любителей книг и литературы можно найти на LiveLib, bookmix.ru и в «Моей библиотеке».
Да, аудитория этих сайтов смешанная, но каждый из них — хорошая площадка для рекламы книжных магазинов и издательств. Плюс: если занимаетесь разработкой приложений с книгами или просто продаёте красивые и удобные полки для книг.
Наука
Если вам нужно выйти на аудиторию кандидатов и докторов наук, то найти их можно на Science-Community.org. Соцсеть объединяет более 40 тысяч учёных из России и стран СНГ.
Путешествия
Самая посещаемая площадка — «Туристер», куда ежемесячно заходит более 3,5 миллионов пользователей. Это сообщество для путешественников и туристов, где пользователи обмениваются впечатлениями, фотографиями, видео и ведут блоги с отчётами об отдыхе.
Ресурс TourOut.ru второй по популярности, правда, аудитория там намного меньше — всего 118 тысяч посещений в месяц.
Вывод
Несомненный козырь нишевых проектов не массовость, а узкий круг пользователей, проявляющих высокую лояльность. У нишевых медиа есть ещё несколько преимуществ: на этих сайтах достаточно низкая конкуренция между рекламодателями, а аудитория, как правило, взрослая и платёжеспособная. Вы можете использовать как привычные методы рекламы (баннеры, спецпроекты и т. п.), так и наладить работу с лидерами мнений. И главное — львиной доле аудитории заведомо интересно то, что вы им предложите.
Автор статьи: Анна Комок