Рейтинг компаний, откуда «хантят белых воротничков» — офисных сотрудников, которые занимаются интеллектуальной работой.
Как собирались данные
Сейчас «в ИТ и диджитализацию» идут компании из агросектора, промышленности, производства и госслужб, где рекрутеры ничего не знают о рынке, объясняет Владимирская. Они знают несколько организаций, которые постоянно на слуху — так создаётся «индекс желаемости», пояснила она.
Исследование основано на данных двух проектов Владимирской: «Лаборатории карьеры» и сервисе для рассылок с вакансиями Facancy. Рассылку читает больше 60 тысяч человек. В вакансиях работодатели могут указать, люди из каких индустрий и компаний им интересны. Также Владимирская лично консультирует кандидатов и работодателей.
Она проанализировала 1174 источника — вакансий и личных запросов.
Я понимаю неполноценность выборки для этого исследования: я брала только сегмент «белых воротничков» и могла использовать только данные из Facancy и «Лаборатории карьеры». Очевидно, что это неполные данные. Но мне показалось, что даже в таком усеченном виде они крайне полезны для компаний и кандидатов.
Алёна Владимирская
Первая десятка
Владимирская подсчитала, какая часть запросов включает в себя определённую компанию:
- «Яндекс» — 64%.
- «Большая четвёрка» аудиторских и консалтинговых компаний: Deloitte, PwC, Ernst & Young и KPMG — 31%.
- X5 Retail Group — 26%.
- «Тинькофф» — 11%.
- «Мегафон» — 11%.
В десятку также вошли МТС, SkyEng, Оzon, «Альфа-банк» и АФК «Система», но сколько работодателей предпочитают сотрудников из этих компаний, Владимирская не уточнила. Сотрудников из «Яндекса» предпочитают во всех сферах, кроме полиции, служб безопасности и административно-хозяйственной сферы. Кандидаты из лидирующих компаний могут рассчитывать на зарплату на 15-20% выше рыночной, заключила она в разговоре с vc.ru.
Кроме того, на рынке слились понятия «большой четвёрки» и «большой тройки» (консалтинговые компании McKinsey, BCG, Bain). Например, наниматели часто просят специалиста из «большой четвёрки», а затем показывают кандидатов из «тройки».
«Для российского потребителя это все слилось в один большой дорогой консалтинг», — заключила основательница «Лаборатории карьеры».
Антирейтинг
Есть и «негативные запросы»: некоторые работодатели не хотят брать офисных сотрудников из определённых компаний или сфер.
- 79% работодателей не хотят нанимать кандидатов из госорганов, «особенно из налоговой».
- 52% — из «Сбера».
- 39% — из «Газпрома».
Специалистов после госслужбы чаще всего опасается растущий бизнес. «Боятся, что кандидаты притащат за собой хвост проверок», — говорит Владимирская.
Кандидатов из «Сбера» работодатели считают «крайне переплаченными и лишенными за годы работы там любой инициативности».
«Сбер» покупает очень дорого и внутри платит так же. В результате сейчас очень часто звучит фраза: «Даже не показывайте мне людей из “Сбера”». Не потому что люди плохие, а потому что «дорогие». Работодатель мог бы и потянуть одного такого человека, но тогда другие сотрудники могут возмутиться из-за разницы в зарплате.
Алёна Владимирская
По итогам рейтинга рекрутер сделала следующие выводы:
- Кандидаты из «желанных» компаний могут «продаться быстрее и дороже», чем средний кандидат по рынку.
- Для «желанных» компаний стоимость привлечения высококомпетентного специалиста не ниже, но выбор больше.
- Нагрузка на фонд оплаты труда для этих компаний не меньше, но в критические моменты она может быть значительно снижена без большого оттока специалистов.
- Кандидатов из «нежеланных компаний» собеседуют реже.
- Таким специалистам надо будет показывать навыки и опыт выше, чем кандидатам из желанных компаний, чтобы преодолеть начальное недоверие.
Другие тренды
- В 2018-2019 годах в таком рейтинге было много «пригосударственных компаний», рассказала Владимирская. Сейчас их в списке нет — бизнес «не считает госпрактики лучшими» и не хочет нанимать людей из таких компаний «по множеству причин».
- Значительно уменьшился интерес к людям из международных компаний из-за «своеобразия российского пути». Эффективнее нанимать специалистов из российской компании, считают работодатели.
Идеальный кандидат
Если обобщить полученные данные, то идеальным «белым воротничком» будет человек с опытом работы в международной компании в прошлом, который затем перешёл в «очень крупный» российский бизнес, рассказала Владимирская. Ещё лучше, если российская компания выходила на биржу, добавила она.
Другой вопрос, что этот идеальный кандидат в эту компанию не пойдёт. Ему это не нужно. У него скорее всего есть опционы после IPO. И его уже не интересует работа по найму, если речь не идёт об интересной ему задаче. Он скорее всего ищет свое дело или хочет присоединиться к стартапу и создать новую «историю успеха».
Алёна Владимирская
В пресс-службе «Сбера» заявили vc.ru, что в компании не знают про исследование и его методологию.
Нам важнее быть в топе рейтинга работодателей, куда хотят прийти лучшие кандидаты. И мы по-настоящему привлекательны для разных кандидатов. «Сбер» занял второе место в наиболее масштабном и авторитетном рейтинге абсолютно всех работодателей России — 2020 от HeadHunter, а в категории «Банки» «Сбер» стал лидером данного рейтинга. Оценка компаний-участников включала, в том числе, желание соискателей, опрошенных на сайте hh.ru, работать в компании.
пресс-служба «Сбера»
Автор: Лиана Липанова
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.