Если вы начнете разговор с пиарщиком о метавселенной, то, скорее всего, получите реакцию, которая варьируется от пренебрежительной до растерянной и откровенно тревожной. Это концепция, которую многие обсуждают, но, похоже, мало кто по-настоящему понимает.
Одна из причин этого — размытость самого термина. Метавселенная — это такое широкое, нечетко определенное понятие, ведь бесконечность и подразумевается в ее названии. Однако массовый всплеск дискуссий на эту тему (за последние два года количество упоминаний метавселенных в Интернете выросло более чем на 30 000%) должен стать сигналом для коммуникаторов: метаверс уже уверенно входит в нашу повседневную жизнь.
График за 2 года из Google Trends. В конце января 2022 года кривая пошла вниз, потому что поисковик изменил методику подсчета упоминаний.
График за 2 года из Google Trends. В конце января 2022 года кривая пошла вниз, потому что поисковик изменил методику подсчета упоминаний.
Как же могут применяться метавселенные в пиаре? И что можно делать уже прямо сейчас, чтобы начать использовать их потенциал?
Мне нравится определение метаверса, которое дает Марк Цукерберг: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать с другими людьми, не находящимися в том же физическом пространстве, что и вы». Думаю, для пиарщиков понятие метавселенная еще более широкое — это интерактивный опыт, вовлекающий заинтересованные стороны и привлекающий ключевые аудитории.
Метаверс для коммуникаций
Широкое использование метавселенных сильно изменит нашу работу как пиарщиков. Ведь это в первую очередь новый способ коммуникации, общения и взаимодействия людей и брендов. Профессиональным коммуникаторам будет необходимо использовать этот инструмент в своей работе, чтобы не упустить возможностей, которые дает метаверс для продвижения брендов и компаний.
Например, создавая уникальный интерактивный пользовательский опыт для брендов, компания может привлекать внимание СМИ и распространять таким образом свой инфоповод.
Метаверс сегодня только развивается, и интерфейс может выглядеть еще неуклюжим или даже смешным. Это может вызвать скепсис в использовании метавселенных, но надо понимать, что эти технологии еще не достигли своей зрелости.
По разным оценкам, в ближайшие пять-десять лет метавселенная может стать отраслью стоимостью до 30 триллионов долларов в год.
Источник Gartner 2022
Ниша метавселенных всё еще нова и достаточно свободна, чтобы бизнес, маркетологи и специалисты по коммуникациям могли ощущать себя здесь как в голубом океане. Сегодня эта сфера заполняется теми, кто имеет смелость, чтобы запускать в метаверсе пилотные проекты. Несомненно, своего пика технология достигнет только через 5-10 лет, но уже сейчас можно пробовать делать здесь какие-то первые шаги.
Некоторые наши коллеги уже видят в использовании метавселенных большой потенциал для коммуникаций. Например, кто-то уже проводит там встречи с клиентами и организует пресс-конференции. Мировые бренды презентуют новые продукты сначала в метаверсе, а уже потом в офлайне.
Кстати, мы в агентстве недавно тоже провели нашу регулярную планерку в метавселенной Altspace. Было необычно и увлекательно, встреча в метаверсе вызвала море позитивных эмоций у коллег, которые устали сидеть в ZOOM-созвонах. Можно задуматься над тем, как использовать такие кейсы, например, для проведения пресс-конференций брендов со СМИ и инфлюенсерами.
3 рабочих стратегии для продвижения и пиара
Новичкам частот трудно сориентироваться какую стратегию или схему работы выбрать для старта работ с метаверсом. Поэтому ниже предлагаю несколько простых вариантов, с которых можно начать тестирование использования метавселенных в коммуникациях.
1. Виртуальное размещение продукта
В основе данного варианта обычный продакт-плейсмент — вы бесплатно предоставляете журналисту или инфлюенсеру продукт или услугу, надеясь, что они напишут статью или разместят пост в своих соцсетях. Цифровые версии продуктов дают пиарщикам возможность дарить эти виртуальные товары. Вот пример гайда на тему, какой NFT-арт можно выбрать и как его подарить.
2. Сторителлинг в описаниях продуктов или услуг
Если пресс-релиз не перекочует в неизменном виде в метавселенные (хотелось бы на это надеяться), то пиарщикам придется придумывать новые форматы для донесения ключевых месседжей до нужной ЦА. В метаверсе, скорее всего, им это придется делать, работая с описаниями виртуальных продуктов.
3. Партнерские отношения с виртуальными брендами
Метавселенные позволяют повышать вовлеченность целевой аудитории, совмещая взаимодействие с клиентами в офлайне и виртуальном мире. Попадая в метаверс, пользователи начинают создавать собственные аватары и сопутствующие цифровые артефакты. И здесь основной задачей специалиста по коммуникациям становится привлечение потенциальных потребителей к созданию виртуальных продуктов в партнерстве с брендами и компаниями.
Метавселенные пока кажутся технологией, которая только еще получит свое развитие в будущем. Однако глобальные бренды уже начинают активно использовать ее в своем маркетинге и коммуникациях. Уже есть некоторое количество реальных и интересных кейсов. Возможно сегодня пока еще рисково вкладывать миллионные бюджеты в разработку собственных метавселенных, но попробовать этот инструмент для продвижения и развития бизнеса — вполне оправданная тактика, которая может дать свои реальные результаты.
Автор: Анастасия Дырдина
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.