Лидер Российского рынка медиаизмерений

Почему для донесения сигналов в конфликтах выбирают Telegram-каналы: на заметку пиарщику

Почему для донесения сигналов в конфликтах выбирают Telegram-каналы: на заметку пиарщику

Telegram стал универсальным средством для донесения сигналов в корпоративных конфликтах и политических баталиях. В силу ограничений, в которых живут СМИ, именно каналы в мессенджере Павла Дурова успешно пережили блокировку и сейчас, с появлением блогов людей из списка Форбс, получили второе дыхание.

Telegram превратился в карту корпоративных конфликтов и расстановки политических сил, именно здесь можно узнать о самых горячих перестановках и самых секретных документах. Почему же именно в этих каналах тайное становится явным и почему в ближайшее время именно «телега» будет оставаться трендом?

Анонимность

Расстановка сил в Telegram понятна. Не стоит обольщаться и думать о том, что это исключительно оппозиционный ресурс, интересы государства там представлены и в достаточно большом объеме. Дело даже не в том, кому принадлежит тот или иной популярный канал, а кем он контролируется.

Есть целые сетки, структура «телеги» во многом повторяет конфигурацию традиционных медиа, но, в отличие от последних, именно анонимность позволяет давать информацию авторского характера, которая варьируется от эксклюзивов о решениях кабмина до вбросов, которые могут привести к неожиданным еще вчера отставкам.

Во многом из-за анонимности, мнимой или реальной, в «телеге» может появиться абсолютно любой нарратив, по сравнению с которым опусы сайтов третьего эшелона покажутся эталоном честной журналистики.

Альтернатива

Telegram превратился в инструмент по препарированию информации, созданию контента разной степени аналитичности, который дополняет официальную информацию или опережает ее.

Те, кто интересуется политикой, могут найти для себя каналы на любой вкус и по любой отрасли. Мессенджер нашёл для себя нишу, которая заполняет вакуум на появление аналитических материалов, которые называют конкретные фамилии, объясняют связи между событиями и говорят, кому это выгодно.

Поскольку в «телеге» находится наиболее активная часть населения, которая живо интересуется политическими процессами, и в первую очередь чиновники, политики и бизнесмены, то публикация в Telegram сразу же находит своего читателя.

Как это ни парадоксально, для того, чтобы информацию заметили, вовсе не обязательно выбирать канал с сотнями тысяч подписчиков, есть феномены, когда среди нескольких тысяч читателей есть люди, которые определяют политику в большой индустрии.

Доступность

Успех первопроходцев Telegram обеспечил формулу появления все новых и новых каналов, авторы которых поняли, что могут получить легкий канал для трансляции своих взглядов в конкурентной среде. Получилось так, что любой инсайдер с двумя-тремя эксклюзивами может сделать свой канал, хайпануть, даже сделать так, чтобы его процитировали в ведущих СМИ, и затем пожинать лавры.

Есть случаи, когда публикация даже в канале на несколько сотен человек портила нервы весьма уважаемым людям. Оппоненты даже не вкладывались в продвижение, сделали всего лишь одну маленькую публикацию в ботоканале с истинной аудиторией в 10 человек, однако это привело к многочасовым брейнстормам, привлечению консультантов и поиску заказчика.

Однако доступность очень сложно конвертировать в массовую популярность, тем более теперь, когда в Telegram уже есть устоявшиеся центры силы, на которые обращают внимание в первую очередь. И именно доступность привела к тому, что многие компании, которые до этого очень редко появлялись в перископе корпоративных конфликтов, стали достаточно уязвимы. И вот почему

Повестка

Люди, которые любят Telegram, вряд ли смотрят телевизор, и мессенджер для них стал постоянным источником информации. Именно поэтому нагнетание какой-то повестки в ряде каналов изо дня в день приводит к тому, что компании приходится оправдываться, причём те, кто не умеет работать с телегой, делают это очень плохо. Иногда лучше промолчать, потому что оправдания после публикации выглядят как признание происходящего.

Получается интересный феномен распространения информации. Хороший нарратив после того, как он месяц покрутится в Telegram, неизбежно будет выплескиваться на страницы СМИ и тем самым приобретать верифицированный характер. Если же компания ранее не участвовала в конфликтах, не занималась своим продвижением и вообще в гробу видала весь этот PR, то даже самая невинная публикация может привести менеджмент в шоковое состояние. Здесь можно только посоветовать не дать втянуть себя в чужую информационную повестку, но сделать это сложно, если вопросы начинают задавать в очень высоких кабинетах.

Смыслы

Большая часть публикаций в топовых каналах мессенджера рассчитана именно на чиновников или на людей, которые являются лицами, принимающими решения в своих отраслях. Поэтому есть множество постов разной направленности, которые понятны только нескольким людям, а может быть и одному конкретному человеку.

Есть и темы, которые появляются внезапно и так же внезапно исчезают, и даже человеку искушенному сложно понять, откуда они пришли. Однако это хороший способ поизучать общественное мнение активной аудитории и понять, чего люди ждут в тот или иной момент. Не стоит ждать корреляции с принимаемыми решениями, но свою роль смыслы играют, поскольку именно в данный момент прочитать некоторые вещи больше нигде нельзя. Этим пользуются и те, кто хочет внушить общественному мнению какую-то очень важную мысль.

Конфликты

Для того, чтобы внушить эту самую мысль, необходимо писать про это буквально каждый день. Поскольку никакая верификация в Telegram не нужна, здесь откровенно много мусора, то есть вещей, которые никак и никем не подтверждены.

Есть множество примеров, когда массированные кампании именно здесь приводили к перепечаткам в СМИ, и, если такие посты появляются на протяжении нескольких месяцев, то вполне может сложиться впечатление о том, что фейковое событие на самом деле разрывает пространство. То есть «телега» очень сильно напоминает ту свободу, которая была в 90-х.

Но даже фейк ньюс имеют большие смыслы, поскольку через их призму можно понять, кому это выгодно, кто с кем воюет и т.д. То есть все вещи, которые не дошли до СМИ, здесь видны во всей красе и маски, можно сказать, сброшены. Иногда можно прочитать совершенно чудовищные вещи, которые не имеют никакого отношения к реальности, кроме того, что появились они не просто так. Более того, всегда виден и размах кампании, и креатив, за это Telegram, собственно говоря, и любят.

Автор: Марк Шерман

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект
Интересующий вид услуг
Ваше имя
Ваша компания
Телефон
Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных