Очевидно, что соцсети сегодня – это основной источник новостей. Не новостные агрегаторы, не СМИ – а именно соцсети. При том, что изначально они создавались для совершенно других целей.
Мы с вами может и не замечаем, но это очень важная и необратимая вещь, и она сильно меняет привычную картину создания и потребления новостного контента.
Вспомните, как этим летом СМИ писали о том, что некоторые аккаунты в Instagram переключились исключительно на новостную тематику, вследствие чего начали активно привлекать аудиторию.
При этом только 14% пользователей используют Instagram как источник новостей. Чаще всего за текущими событиями следят в Facebook – 52%, YouTube – 28% и Twitter 17% (тут речь про США, в России у фб и твиттера можно отщипнуть в пользу вк и инсты).
Соответственно, вот интересное исследование, посвященное корреляции между источниками новостей и уровнем осведомленности потребителей, которые ими пользуются.
Pew Research провели серию опросов среди взрослого населения США в период с октября 2019 по июнь 2020, в общей сложности опросив около 50 000 тыс. человек. В качестве примеров событий, которые активно освещались всеми СМИ в 2020 году, взяли президентские выборы в США и коронавирус.
Согласно результатам, пользователи, которые больше всего полагаются на социальные сети для отслеживания событий, отличаются от других потребителей новостей (которые обращаются к ТВ, радио, газетам и новостным сайтам) по ряду аспектов:
– Люди, полагающиеся на социальные сети, менее склонны внимательно следить за важными новостями (в частности, за ситуацией с коронавирусом и президентскими выборами), и, как следствие, могут быть менее осведомлены об этих темах.
– Как правило, их возраст и уровень образования ниже в сравнении с пользователями, предпочитающими использовать “традиционные” источники новостей.
– В целом, эта категория пользователей склонна уделять новостям меньше внимания.
Далее, у участников исследования измерили “индекс политической осведомленности” на основе блока вопросов, посвященных фундаментальным политическим знаниям (таких как дефицит федерального бюджета и поддержка партиями различных политических позиций).
Лучшие результаты показали пользователи, обращающиеся к новостным порталам и приложениям (45% – высокое значение индекса, 31% – среднее, 23% – низкое).
А вот среди тех, кто читает новости в соцсетях, высокого значения индекса достигли лишь 17%, среднего – 27%, а низкого – 57%. Вместе с тем, эта же группа продемонстрировала самый высокий результат по осведомленности о теориях заговора, связанных с коронавирусом – 81%.
Также примечательно, что распространением дезинформации обеспокоены лишь 37% “любителей” соцсетей. Это самый низкий показатель среди всех категорий потребителей новостного контента.
Таким образом, люди, читающие новости в соцсетях, – это наиболее уязвимая для различных фейковых сообщений группа, и при этом самая неосторожная.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.