4 января мессенджер WhatsApp, принадлежащий компании Facebook, оповестил 2 млрд своих пользователей об обновлении политики конфиденциальности. Чтобы продолжить пользоваться мессенджером, нужно согласиться на передачу своих персональных данных рекламной системе Facebook. Нововведением в интернете возмутились рядовые юзеры WhatsApp, IT-эксперты, миллиардеры и чиновники, что привело к оттоку аудитории мессенджера. Перевели статью Bloomberg, который разобрался, что стоит за нововведением и о чем умалчивает Facebook.
Что нового в политике конфиденциальности WhatsApp
WhatsApp теперь оставляет за собой право делиться собранными персональными данными пользователей с Facebook и Instagram, независимо от того, есть ли у них учетные записи или профили в этих соцсетях. Большая часть политики, которая касается монетизации WhatsApp, в целом соответствует тому, что было раньше, но теперь в ней четко указано, что «WhatsApp получает информацию от других проектов Facebook и делится ей с ними».
❗️ Возможность делиться данными с Facebook существует уже много лет, но с 8 февраля это условие станет обязательным.
Facebook получит доступ к контактам и транзакциям
Пользователи могут быть спокойны насчет тайны переписки: она останется неприкосновенной, потому что чаты зашифрованы, и сам WhatsApp не может получить к ним доступ. Однако, используя WhatsApp, пользователи предоставят Facebook доступ к своему списку контактов, местоположению, транзакциям, а также уникальным идентификаторам устройств.
Новая политика конфиденциальности WhatsApp вынудила многих пользователей уйти к конкурентам. В результате чего количество установок мессенджера Signal выросло на 4200%, а Telegram — на 91%, благодаря чему он стал вторым по числу установок приложением в США на прошлой неделе.
Зачем Facebook нужны персональные данные
Facebook утверждает, чтобы ей нужны персональные данные пользователей, чтобы улучшать свои предложения. В более широком смысле, почти вся прибыль Facebook в размере $21,5 млрд, полученная в третьем квартале 2020 года, пришлась на рекламу, а в WhatsApp ее до сих пор нет. Компания хочет лучше настроить таргетированную рекламу для юзеров Facebook и Instagram, зная их привычки благодаря WhatsApp, и предоставить бизнесу возможность принимать в мессенджере платежи за товары, которыми пользователи заинтересовались в рекламе на Facebook или в Instagram.
Как Facebook помог конкурентам обновлением политики
Пресс-служба президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и министерство обороны его страны заявили, что отказываются от WhatsApp. Технологический миллиардер Илон Маск призвал 42 миллиона своих подписчиков в Twitter перейти на конкурирующий мессенджер Signal, после чего лег сервис авторизации приложения, потому что приток новых пользователей переполнил его серверы. 10 января Signal написал в Твиттере: «Мы продолжаем бить рекорды трафика, поскольку все большему и большему числу людей не нравятся новые условия Facebook».
Почему Facebook опустил суть обновления для Европы
Текст политики, составленный для европейских государств, отличается от текста для остального мира. В документе для США, например, WhatsApp прямо заявляет, что хочет, чтобы пользователи подключали свою учетную запись Facebook Pay «для оплаты товаров в WhatsApp» и общения с друзьями и аудиторией в других проектах Facebook через единую учетную запись. Этот текст не появляется в версии политики для Европы.
Это связано с тем, что европейские органы по защите данных в соответствии со строгими законами ЕС о конфиденциальности имеют право штрафовать компании до 4% от глобального годового дохода. Евросоюз выразил «серьезную озабоченность» по поводу обмена данными пользователей WhatsApp еще в 2016 году.
Антимонопольные органы ЕС в 2017 году уже оштрафовали Facebook на 110 млн евро за введение контролирующих органов в заблуждение при поглощении WhatsApp в 2014 году. Дело в том, что во время проверки сделки Facebook уверил регуляторов ЕС, что объединить данные WhatsApp с другими проектами Facebook технически невозможно.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.