Полезный функционал мессенджеров глазами email-маркетолога
Мессенджеры или сервисы обмена мгновенными сообщениями уже стали полноценным каналом коммуникации с целевой аудиторией. К преимуществам использования мессенджера как части маркетинговых коммуникаций можно отнести:
- сравнительно невысокую стоимость (звонки и сообщения обойдутся дешевле, чем у операторов сотовой связи);
- разнообразие контента (возможность отправки видео и аудиосообщений, добавления в сообщение активных ссылок и изображений);
- объем текста уведомления может быть намного большим, чем в стандартной СМС-ке;
- новизна канала и удобство его использования для получателей: ознакомиться с содержимым сообщения можно мгновенно, ведь в современном мире у человека смартфон всегда под рукой;
- возможность подключения ботов для выполнения дополнительных действий.
Если вы еще не общаетесь со своими подписчиками и клиентами с помощью мессенджеров, пора поставить вопрос ребром и начать делать это немедленно.
Лидеры и аутсайдеры: как не ошибиться в выборе
Сервисов обмена мгновенными сообщениями существует немало, а вот лидеров рынка можно пересчитать по пальцам одной руки. В ТОП 5 попадают WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat, Viber и Telegram.
Компания SimilarWeb провела масштабное исследование, охватившее 187 стран мира. Самым популярным оказался WhatsApp, прочно занявший лидирующие позиции в 109 странах мира. Не менее впечатляющий охват у сервиса Facebook Messenger: хотя он оказался наиболее популярным всего в 49 странах, зато в их числе Канада, США и Австралия. Кстати, на данный момент оба эти мессенджера принадлежат компании Facebook. Остальные следуют за лидерами с заметным отрывом. Наглядно результаты этого исследования представлены на карте:
Означает ли это, что для достижения лучшего результата непременно стоит выбрать WhatsApp или FB Messenger? На самом деле ответ не так однозначен. Взглянув на эту же карту еще раз, можно заметить, что в Украине преобладает ярко-фиолетовый цвет, а соответственно, большинство людей здесь используют Viber. Ему отдали предпочтение жители как минимум 10 стран, среди которых основная часть приходится на так называемое постсоветское пространство, что объяснимо, так как один из создателей и идейных вдохновителей создания Вайбера родом из Беларуси. Пользователи, выбравшие Вайбер, общаются с его помощью в среднем 16 минут в день.
А как у нас?
И все же логично, что маркетологов, работающих на отечественном рынке, больше волнует ситуация в нашей стране, а не глобальные тенденции. Рейтинг лидирующих мессенджеров в России выглядит несколько по-другому. По данным мобильного оператора Билайн, рейтинг популярности мессенджеров выглядит таким образом:
- WhatsApp 68,7%;
- Viber 45,7%;
- Telegram 7,5%.
Абоненты сети Мегафон отдают предпочтение таким мессенджерам:
- WhatsApp 47,6%;
- Viber 39,7%.
О популярности мессенджеров можно судить и по частоте их упоминания. Портал Brand Analytics провел собственное исследование в России и опубликовал результаты (за февраль 2017 года).
Рейтинг упоминания сервисов обмена мгновенными сообщениями получился таким:
Итак, независимо от того, какой способ составления рейтингов был использован, первое место сохраняет за собой WhatsApp. На втором уверенно обосновался Вайбер. Доля Telegram не так существенна, хоть он и занимает третью позицию. А вот популярный во всем мире Facebook Messenger у нас пока не прижился – его доля на начало текущего года составляла менее 1%, но ситуация может измениться в ближайшем будущем, поэтому его не стоит сбрасывать со счетов.
Что умеют мессенджеры: сравним функциональность
С популярностью разобрались, а вот чтобы определить, с каким сервисом удобнее работать, давайте сравним их функциональные возможности.
Слоган этой системы «Удобно, надежно, конфиденциально». Широкий функционал позволяет общаться и обмениваться данными в разных форматах. На данный момент в системе есть такие опции:
- аудио- и видеозвонки;
- создание групп;
- возможность отправки фотографий и видеофайлов;
- пересылка документов;
- создание голосовых сообщений.
Аудитория сервиса уже превысила 1 млрд человек.
Viber
Как могло случиться, что созданный вдали от Силиконовой Долины мессенджер встал в один ряд с всемирно известными брендами? Видимо, дело в продуманных и полезных функциях, которых у Вайбера немало. Кроме таких же опций, как и у предыдущего сервиса, здесь есть:
- паблик-чаты;
- функция рисования;
- TTL сообщения устанавливается в момент его создания, после истечения этого срока уведомление исчезает;
- возможность совершения покупок. На данный момент эта функция доступна для западных рынков, но в недалеком будущем должна появиться и у нас.
Мало кто знает, что функционал Viber наиболее эффективен для eCommerce.
Через этот сервис можно:
- отправлять проморассылки – увеличенный объем текста, тематическая иллюстрация, ссылка и кнопка сделают сообщение информативным и наглядным;
- рассылать транзакционные и триггерные сообщения клиентам и подписчикам. Уведомления, сообщающие о доставке заказа, сроке действия персональной скидки, количестве бонусов на счету, отправлять через это приложение существенно дешевле, чем с помощью СМС;
- устанавливать время жизни сообщения – неактуальная информация не будет беспокоить получателя после того, как срок действия акции закончился.
Максимальная же эффективность достигается за счет мультиканальности.
Например, широко применяемый практически всеми интернет-магазинами триггер «брошенная корзина» можно отправлять по разным каналам, которые будут органично друг друга дополнять. Создавая сценарий такой цепочки, в нее включают email-сообщение, СМС-ку и пуш, а сейчас сюда можно добавить еще и сообщение в Viber. Так у информации повышается шанс быть увиденной потенциальным покупателем, что позитивно сказывается на конверсии.
Telegram
Этот сервис появился позже, в 2013 г. Но уже к началу 2017 года его приверженцами стали около 100 млн чел. И аудитория данного мессенджера стремительно растет. Павел Дуров утверждает, что каждый день в системе появляются более 600 тыс. новых пользователей.
Функциональные возможности имеют некоторые отличия, в числе которых:
- облачное хранение файлов;
- наличие Payment-платформы, что позволяет принимать оплату непосредственно в Telegram;
- возможность передавать материалы объемом до 1,5 Гб;
- возможность подключения к чату до 5000 человек;
- сообщения удаляются автоматически после прочтения.
Facebook Messenger
Чтобы создать аккаунт в этом сервисе, теперь не обязательно быть пользователем социальной сети Facebook. Как и в других мессенджерах, здесь появилась опция регистрации по телефонному номеру. Помимо звонков и чатов в этом приложении есть:
- игры;
- опросы;
- напоминания;
- персональный помощник Facebook M, подобный по функциональным свойствам приложению Siri;
- из последних «фишек» – возможность запускать рекламу как в самом мессенджере, так и на Facebook.
Оптимальный вариант
Какой сервис использовать для коммуникации с клиентами – решать вам. Обратите внимание, чем пользуются представители вашей целевой аудитории – это и будет оптимальный вариант. Если обобщить опыт наших клиентов, то рассылки для бизнеса чаще всего осуществляют через Viber, так как этот сервис позволяет достичь широкого охвата, отличается удобным интерфейсом, а также сообщения данного мессенджера легко добавляются в сценарии триггерных цепочек, что положительно отражается на эффективности кампаний.
Автор статьи: Анна Грекова